Предыдущая Следующая
Тот, кто не понимает; тот, кто спешит действовать,
поскольку считает, что располагает всеми данными о ситуации, — и этими данными
довольствуется, - вот он-то и погибнет жалкой смертью: в «Паучьем Замке»
пространство-дыхание трансформируется в паутину, ловящую Макбета в западню, ибо
он не понял вопроса, секрет которого хранила только ведьма. Второй случай:
некий персонаж полагает, что он в достаточной мере владеет данными об
определенной ситуации, и даже собирается извлечь из них всевозможные
последствия, но догадывается, что существует и скрытый вопрос, который он
внезапно понимает и который изменяет его решение. Вот так и ассистент в
«Красной бороде» понимает положение больных и данные о безумии с научной точки
зрения; он готовится бросить собственного хозяина, чьи методы представляются
ему авторитарными, архаичными и не слишком научными. Но герой фильма встречает
безумную женщину и начинает постигать в ее сетованиях то, что уже было присуще
всем остальным сумасшедшим — отзвук болезненного и непостижимого вопроса,
который бесконечно превосходит любую объективную или объективируемую ситуацию. Он
внезапно улавливает, что его хозяин вопрос «понимает», а его методы помогают
освоить бездны этой проблемы: а значит, ассистент остается у Красной Бороды
(как бы там ни было, в пространстве Куросавы бегство невозможно). Здесь
становится особенно ясно, что данные вопроса сами по себе подразумевают грезы и
наваждения, идеи и видения, импульсы и действия субъектов, о которых идет речь,
— тогда как сведения о ситуации сохраняют лишь причины и следствия, и бороться
с ними можно не иначе, как устраняя великое дыхание, служившее опорой сразу и
для вопроса, и для ответа. На самом деле ответа не будет, если не сохранить
вопрос, не проникнувшись к нему уважением, — вплоть до ужасных, нелепых и
ребяческих образов, в которых он выражается. Отсюда в фильмах Куросавы галлюцинаторные
видения, причем они не просто субъективные образы, но скорее фигуры мысли,
открывающей данные трансцендентного вопроса в той мере, в какой они принадлежат
миру и его глубочайшим глубинам («Идиот»). Дыхание в фильмах Куросавы
заключается не только в чередовании эпических и интимных сцен, напряженности и
передышек, тревеллинга и крупного плана, реалистических и ирреальных
последовательностей, но гораздо более — в манере возвышения от реальной
ситуации к обязательно нереальным данным о вопросе, в этой ситуации себя
навязывающем. Предыдущая Следующая
|