Предыдущая Следующая
Каковы законы образа-действия во всех характерных для
него жанрах? Первый закон имеет отношение к образу-действию как к совокупной
органической репрезентации. Он структурен, ибо места и моменты ясно определены
и в их противопоставленности, и в их взаимодополнительности. С точки зрения
ситуации (С), с точки зрения пространства, кадра и плана, закон этот организует
способ, каким среда реализует свои многочисленные потенции; части каждой
потенции (например, небеса у Форда); конфликт или согласие между потенциями;
особую роль земли (land), которая является сразу и такой же потенцией, как
другие, и местом столкновения или примирения всех потенций. Но этот закон
организует и способ, каким целое искривляется вокруг группы, персонажа или же
некоего фокуса, образуя Охватывающее, от которого отделяются враждебные или же
благоприятствующие силы: так на вершине холма, на границе между небом и землей,
вырисовываются индейцы... А с точки зрения времени или последовательности
планов закон этот организует переход от С к CI широкое
дыхание, чередование моментов сжатия и расширения, чередование внешнего и
внутреннего, деление основной ситуации на второстепенные, что соответствует
мелким делам внутри глобального. Во всех этих отношениях органическая
репрезентация представляет собой спираль, имеющую пространственные и временные
цезуры. Эту концепцию мы обнаруживаем и у Эйзенштейна, хотя распределение и последовательность
векторов на спирали он мыслил совершенно иначе. С точки же зрения Гриффита и
американского кино, чередующийся параллельный монтаж вполне справляется с
эмпирической организацией взаимосвязи векторов.
Для всякого значительного течения в историческом
кинематографе следует задавать вопрос: какая концепция истории в нем
подразумевается? Анализ взаимоотношений между кино и историей в наши дни весьма
продвинут благодаря трудам Марка Ферро («Cinéma et Histoire»,
Denoël-Gonthier), a также исследованиям, опубликованным в «Cahiers du cinéma» (no. 254, 257,
277, 278, в особенности статьям Жан- Луи Комолли). Однако же, поставленная
проблема гораздо фундаментальнее того, чем мы ее здесь обозначили, и касается
отношений между высказыванием и историческими высказываниями, с одной стороны,
и высказыванием и кинематографическими образами, с другой. Наш вопрос является
лишь частью последнего. Предыдущая Следующая
|