Предыдущая Следующая
Если монументальная история рассматривает следствия как
таковые
Если монументальная история рассматривает следствия как
таковые, а из причин оставляет лишь простейшие поединки, в которых противостоят
индивиды, то последними необходимо заняться истории «антикварной»,
восстанавливающей их формы жизни, обычные для какой-либо эпохи: войны и стычки,
гладиаторские бои, состязания колесниц, рыцарские турниры и т. д. История же
«антикварная» не довольствуется поединками в строгом смысле слова, а
«расширяется» по направлению к внешней ситуации и «сжимается» в сторону орудий
труда и интимных привычек: она показывает просторные драпировки, одеяния,
наряды, машины, оружие и инструменты, украшения, предметы обихода. В оргиях
сосуществуют гигантское и интимное. «Антикварное» служит подкладкой
монументального. Здесь опять же нетрудно иронизировать над голливудскими «реконструкциями»
и тем, что предметы выглядят как новенькие: для «антикварной» истории вид «с
иголочки» — признак актуализации эпохи. Ткани становятся фундаментальным
элементом исторического фильма, прежде всего вместе с образом-цветом, как в
«Самсоне и Далиле», где материя, выставленная торговцем, и кража Самсоном
тридцати туник образуют два цветовых пика. Пик формируют и машины — из-за того
ли, что благодаря ним родится новая нация-цивилизация, или, напротив, оттого,
что они возвещают ее упадок и исчезновение. В единственном по-настоящему
историческом фильме Хоукса «Земля фараонов» режиссера, похоже, интересует лишь
один момент в самом конце, когда архитектор становится также и инженером и
сооружает для фараона новую и необыкновенную машину, обрабатывающую песок и
камни; из нее сыплется песок и падают камни, что обеспечивает абсолютно
герметическую замкнутость погребального зала пирамиды изнутри.
Наконец, справедливо, что монументальная и «антикварная»
концепции истории не могли бы столь успешно сочетаться без отмеряющего и
дистрибуирующего их этического образа. Как выразился Сесил Б. Де Милл, речь
идет о Добре и Зле, со всеми соблазнами и мерзостями зла (варвары, неверующие,
нетерпимые, оргии и т. д.). Древнему или недавнему прошлому необходимо как бы
оказаться на скамье подсудимых, его надо предать суду, и лишь тогда удастся
понять, что способствует в нем вырождению, а что — рождению, каковы в нем
ферменты упадничества и зерна будущего, что в нем оргия, а что — крестное
знамение, как соотносятся всемогущество богачей и убожество бедняков.
Необходимо, чтобы суровый этический приговор изобличил несправедливость
«вещей», принес сострадание и возвестил о новой цивилизации на марше, словом,
чтобы он непрестанно вновь открывал Америку, тем более что с самого начала мы
отвергли анализ каких бы то ни было причин. Американское кино довольствуется
показом изнеживающего влияния окружающей среды на. Предыдущая Следующая
|