Предыдущая Следующая
Над голливудскими историческими концепциями легко
насмехаться. Нам же представляется, что они вобрали в себя наиболее серьезные
аспекты истории, как она виделась из XIX века. Ницше различал три таких
аспекта: «историю монументальную», «историю антикварную» и «историю критическую»
или, скорее, этическую. Монументальный аспект касается физического и
человеческого Охватывающего, природной и архитектурной среды. Вавилон и его
разгром у Гриффита; древние евреи, пустыня и разверзшееся море, а также
филистимляне, храм Дагона и его разрушение Самсоном у Сесила Б. Де Милла
являются гигантскими синсигнумами, способствующими тому, что сами образы
становятся монументальными. Их трактовка может быть весьма разнообразной: в
духе то грандиозных фресок, как в «Десяти заповедях», то серии гравюр, как в
«Самсоне и Далиле», но образы остаются возвышенными, и если храм Дагона может
вызвать у нас приступ хохота, то это будет олимпийским смехом, сотрясающим
зрителя. Согласно анализу Ницше, такой аспект истории благоприятствует
параллелям и аналогиям между различными цивилизациями: какими бы отдаленными ни
были великие моменты истории человечества, считается, что они соприкасаются
вершинами и образуют «совокупность последствий как таковых», которые якобы тем
больше поддаются сравнению и воздействуют на сознание современного зрителя.
Следовательно, монументальная история естественным образом тяготеет к универсальному,
а шедевром ее является «Нетерпимость», поскольку в этом фильме различные
исторические периоды не просто приходят на смену друг другу, но чередуются
сообразно необычному ритмическому монтажу (Бастеру Китону принадлежит его
бурлескная версия в фильме «Три эпохи»). И каким бы способом ни осуществлялось
сопоставление периодов, оно всегда — и даже у Эйзенштейна — связывалось с
мечтой о монументальном историческом фильме. Тем не менее, у этой концепции
истории имеется большой изъян: она рассматривает исторические явления как
«следствия сами по себе» и в отрыве от каких бы то ни было причин. Именно это
отметил еще Ницше, и как раз это критиковал Эйзенштейн в историческом и
социальном американском кино. Ведь в нем параллельно показываются не только
разные цивилизации, но и основные феномены каждой из них; к примеру, богатые и бедные считаются «двумя
параллельными и независимыми феноменами», беспримесными следствиями, которые
лишь констатируются; при необходимости их изображают с сожалением, но никаких
причин этих явлений не анализируют. Следовательно, причины неизбежно куда-то
«выбрасываются», а если и всплывают, то в форме индивидуальных поединков, в
которых противостоят то представитель бедняков и представитель богачей, то
вырожденец и человек будущего, то справедливый человек и предатель и т. д. А
значит, сила Эйзенштейна состоит в демонстрации того, что основные технические
аспекты американского монтажа, начиная с Гриффита: и параллельный чередующийся
монтаж, образующий ситуацию, и сходящийся чередующийся монтаж, заканчивающийся
поединком, — отсылают к упомянутой буржуазной социальной концепции истории. Вот
этот существенный изъян Эйзенштейн и хочет устранить: он требует показа
подлинных причин, который подчинит монументальное «диалектической» конструкции
(в любом случае, классовая борьба, а не какие-то там предатели, вырожденцы и
злодеи). Предыдущая Следующая
|