Предыдущая Следующая
Чередующийся монтаж включает и другую фигуру, уже не
параллельную, а сходящуюся, или конвергентную. Причина этого в том, что переход
от. С к CI осуществляется с помощью А, решительного действия, чаще
всего расположенного в непосредственной близости от CI. Для того,
чтобы возможности, актуализуемые синсигнумом, по-новому перераспределялись,
примирялись между собой или признавали победу одного из своих рядов, синсигнуму
необходимо «сжиматься» в бином, или поединок. Второй закон, следовательно,
управляет переходом от С к А. И получается, что решительное действие или
поединок может случиться лишь в том случае, если из различных точек
Охватывающего будут исходить на этот раз сходящиеся линии действия, благодаря
которым станут возможными последнее столкновение индивидов и реакция,
изменяющая ситуацию. Именно эти линии действия образуют объект конвергентного
чередующегося монтажа, второй гриффитовской монтажной разновидности. Возможно,
совершенства здесь достиг Ланг в фильме «М» (эта картина как раз и подготовила отъезд
Ланга в Америку). Анализируя конвергентный монтаж в этом фильме по сравнению с
предшествующими фильмами Ланга, Ноэль Бёрч предложил понятие «большой формы». В
действительности общая ситуация прежде всего как следует обрисована в
детерминированном и индивидуированном пространстве-времени: двор городского
дома, лестничная площадка в подъезде и кухня в квартире, путь из квартиры в
школу, афиши на стенах, возбужденность людей... Но очень скоро в этой среде
выделяются две точки, а впоследствии — две линии действия, которые непрестанно
чередуются и сближаются так, что одна постоянно «рифмуется» с другой, и
образуют щипцы, чтобы схватить преступника: линия полиции и линия воровской
малины (которая опасается, как бы детоубийца не мешал ее действиям). Следует заметить,
что ввиду в высшей степени структурного характера органической репрезентации,
для положительного или отрицательного героя место оказывается подготовленным
заранее, причем задолго до того, как он его занял: так происходит постепенное
разоблачение убийцы. Но с подлинным действием мы сталкиваемся и узнаем убийцу
по-настоящему лишь тогда, когда его ловят уголовники. Речь идет о поединке M с судом
бандитов и попрошаек. Итак, двойная линия с цезурами и рифмами привела нас от
ситуации к поединку, от синсигнума к биному. Правда, органическая репрезентация
сохраняет двойственность до самого конца; ибо когда полиция дублирует действия
уголовников и вырывает из их лап убийцу, дабы предать его настоящему суду, мы
не знаем, изменится ли ситуация, восстановится ли справедливость, произойдет ли
очищение от преступления, — или же все будет продолжаться как прежде, а
преступление — непрестанно возобновляться («теперь надо следить за малышами
получше...»): С или СП. Предыдущая Следующая
|