Предыдущая Следующая
Между натурализмом Штрогейма и натурализмом Бунюэля
существуют значительные различия.
И все же между натурализмом Штрогейма и натурализмом
Бунюэля существуют значительные различия. В литературе нечто подобное можно
наблюдать на примере Золя и Гюйсманса. Гюйсманс утверждал, что Золя воображал
только телесные импульсы в стереотипных социальных средах, когда человек может
войти лишь в изначальный мир зверей. Сам же он стремился к натурализму души,
больше считающемуся с искусственными конструкциями извращений, но также,
возможно, и со сверхъестественным мирозданием веры. Аналогично этому, открытие
Бунюэлем страстей, свойственных душе, таких же сильных, как голод и
сексуальность, и содержащих их в себе, привело к наделению извращений духовной
ролью, которой у Штрогейма они не имели. И, в особенности, радикальная критика
религии подпитывалась истоками возможной веры, а безудержная критика
христианства как института оставила Христу шанс как личности. Не так уж неправы
те, кто видит в творчестве Бунюэля внутренний спор с собственными христианскими
импульсами: извращенец, и особенно Христос, очерчивают нечто скорее
потустороннее, нежели лежащее по эту сторону, и четко формулируют проблему,
которая выражается в виде вопроса о спасении, даже если Бунюэль сильно
сомневается в каждом из средств этого спасения: и в революции, и в любви, и в
вере. Об эволюции, какую могло бы претерпеть творчество Штрогейма, сейчас едва
ли можно даже догадываться1. Но в существующем множестве его фильмов
фундаментальное движение — то, которое изначальный мир навязывает средам, то
есть деградация, падение или, же энтропия. А, следовательно, вопрос о спасении
может ставиться лишь в форме локального устранения энтропии, что
свидетельствует о способности изначального мира скорее открывать некую среду,
нежели закрывать ее. Примеры этого — знаменитая сцена чистой любви среди яблонь
в цвету в «Свадебном марше», а также вторая часть этого фильма, «Медовая луна»,
где, по-видимому, речь должна была идти о возникновении духовной жизни. Но у
Бунюэля мы видели замещение энтропии идеей
цикла или вечного возвращения. И
все же, несмотря на то, что вечное возвращение столь же катастрофично, как и
энтропия, а также вопреки тому, что цикл приводит во всех своих частях к такой
же деградации, они извлекают из повторения такую духовную мощь, которая
по-новому ставит вопрос о возможном спасении. Добрый или святой человек —
пленники цикла в такой же степени, что и мерзавец или злодей. Но разве
повторение не в силах выйти за пределы собственной цикличности и «перепрыгнуть»
по ту сторону добра и зла? Ведь повторение губит нас и способствует нашей деградации,
однако именно оно может и спасти нас, и предоставить нам выход из иного
повторения. Уже Кьеркегор противопоставлял повторение прошлого, закабаляющее и
способствующее деградации, обращенному в будущее повторению веры, возвращающему
нам все в потенции не Блага, но абсурда. Вечному возвращению как
воспроизведению чего-то уже готового раз и навсегда противостоит вечное
возвращение как воскресение, как новый дар нового и возможного. Весьма близкий
к Бунюэлю Раймон Руссель, любимый автор сюрреалистов, создавал «сцены», или
повторения одного и того же, рассказанные дважды. Так, в «Locus solus» восемь
трупов в одной стеклянной клетке воспроизводят события из их жизни; а Люсьюс
Эгруазар, артист и гениальный ученый, сходит с ума после убийства собственной
дочери, до бесконечности повторяет его подробности, а затем изобретает машину,
которая записывает голос некоей певицы, деформирует его и так хорошо
восстанавливает голос убитого ребенка, что к несчастному отцу возвращается все:
и дочка, и счастье. Мы переходим от бесконечного и неопределенного повторения к
повторению как решающему моменту, от повторения закрытого к повторению
открытому, от повторения, не только бьющего мимо цели, но и порождающего
промахи, к повторению, не только достигающему успеха, но и воссоздающему
образец или оригинал. «Locus solus» — настоящий сценарий Бунюэля. По сути дела,
дурное повторение не воспроизводится просто потому, что событие промахивается
мимо самого себя, и дурное повторение — виновник промаха, — как в «Скромном
обаянии буржуазии», где повторение обеда показывает деградацию всех сред,
которые оно замыкает в самих себе (церковь, армия, дипломатия...). Что же
касается «Ангела истребления», то закон дурного повторения удерживает
приглашенных в комнате с непреодолимыми границами, тогда как «хорошее»
повторение как будто устраняет границы и делает комнату открытой в мир. Предыдущая Следующая
|