Предыдущая Следующая
И дело здесь в том, что изначальный мир всегда допускает
сосуществование и последовательное расположение реальных и отличных друг от
друга сред, что отчетливо заметно у Штрогейма, и еще более — у Бунюэля. И, несомненно,
здесь необходимо различать положение бедняков и богачей, хозяев и слуг. Бедному
слуге труднее исследовать и исчерпать среду богатых, нежели богачу, настоящему
или мнимому, проникнуть в среду низкую, к беднякам, чтобы захватить там себе
добычу. Тем не менее очевидности доверять не стоит. Если Штрогейм всегда
рассматривает эволюцию богача в собственной среде и его падение на дно
общества, то Бунюэль (как впоследствии и Лоузи) анализирует противоположное и,
может быть, более устрашающее явление, ибо оно тоньше, вкрадчивее и ближе к
повадкам умеющих выжидать грифа или гиены: нашествие попрошаек или слуг,
использование ими богатой среды и манера, посредством которой они ее
исчерпывают (не только «Сусанна», но еще и нищие, и служанка из «Виридианы»).
Как у бедных, так и у богатых цель и судьба импульсов одна: разорвать на куски,
урвать кусок, накопить хлам, набросать целое поле отбросов и объединить все
импульсы в единственном и одинаковом импульсе смерти. Всепоглощающая смерть,
импульс смерти - вот чем насыщается натурализм. Он достигает здесь
беспросветной черноты, хотя это и не последнее его слово. И перед тем как
сказать последнее слово, не столь безысходное, как можно от него ожидать,
Бунюэль добавляет еще и такое: к одному и тому же делу деградации сопричастны
не только бедняки и богачи, но также добрые и святые люди. Ибо они тоже
размножаются на свалках и остаются приклеенными к кускам, которые они
утаскивают. Вот почему циклы Бунюэля все же приводят к деградации, столь же
обобщенной, как и энтропия Штрогейма. Каждый человек совмещает в себе хищного
зверя и паразита. Дьявольский голос может сказать святому Назарину, чьи добрые
дела лишь непрестанно ускоряют деградацию мира: «Ты так же бесполезен, как и
я...», ты всего лишь паразит. Богатая, красивая и добрая Виридиана
эволюционирует не иначе, как через осознание собственных бесполезности и
паразитизма, без которых немыслимы импульсы делать Добро. Повсюду один и тот же
импульс паразитизма. И это диагноз. К тому же два полюса фетишизма: фетиши
Добра и фетиши Зла, фетиши святости и фетиши преступлений или сексуальности —
объединяются и меняются местами: таковы целая серия гротескных Христов у
Бунюэля или же распятие-кинжал из «Виридианы». Можно обращаться к реликвиям
добра или зла, следуя словарю магии; использовать колдовские изображения или
предметы колдовства — таковы два аспекта одного и того же симптома. Даже
влюбленные из «Золотого века» следуют не столько против течения истории,
сколько по ее наклонной плоскости: бранятся из-за фетишей, к которым привязываются;
предвосхищают «износ» своей любви или будущие происшествия, — и вот они уже
расстались. Как писал Друзи, странно, что сюрреалисты полагали, будто видят в
этой истории пример безумной любви Правда, Бунюэль с самого начала находился с
сюрреализмом приблизительно в таких же двойственных отношениях, как Штрогейм -с
экспрессионизмом: он пользовался его приемами, но в совершенно иных целях, ради
всемогущего натурализма. Предыдущая Следующая
|