Предыдущая Следующая
В-третьих, правило или судьба импульса заключается в
коварном, но насильственном захвате всего, что позволительно в данной среде, и,
если возможно, в переходе из одной среды в другую. Эти исследование и
исчерпание сред не прекращаются. Каждый раз импульс выбирает себе кусок в той
или иной среде, хотя выбором в строгом смысле это назвать нельзя: импульс
любыми средствами захватывает все, что предоставляет ему каждая среда, даже
если впоследствии придется зайти гораздо дальше. К примеру, в одной сцене из
«Любовниц Дракулы» Теренса Фишера показан вампир в поисках избранной жертвы;
когда он ее не находит, он довольствуется другой, ибо его жажда крови должна
быть утолена. Это важная сцена, ибо она свидетельствует об эволюции фильма
ужасов — от готики к неоготике, от экспрессионизма к натурализму: мы уже не
находимся в стихии аффекта, мы перешли в среду импульсов. (Опять же импульсы,
заметим в скобках, воодушевляют прекраснейшие фильмы Марио Бавы, хотя и
по-иному.) В «Глупых женах» Штрогейма герой-соблазнитель переходит от горничной
к светской даме, а заканчивает слабоумной калекой: им движет стихийная сила
хищнических импульсов, заставляющая его исследовать все среды и выхватывать из
них все, что он находит в каждой. Полная исчерпанность среды: мать, слуга, сын
и отец — также составной элемент бунюэлевской «Сусанны». Необходимо, чтобы
импульс был исчерпывающим. И здесь недостаточно даже утверждать, будто импульс
довольствуется тем, что ему дает или предоставляет среда. Суть этой
удовлетворенности не смирение, а бьющая через край радость, когда импульс
обретает могущество собственного выбора, поскольку в самых глубинах последний
представляет собой желание изменить среду, найти новую среду для исследования и
разрушения, обнаруживая тем большее удовлетворение тем, что новая среда
предоставляет — каким бы низким, отвратительным и омерзительным оно ни было.
Радости импульса несоизмеримы с аффектом, то есть с внутренними качествами
возможного объекта. Предыдущая Следующая
|