Предыдущая Следующая
Суть натурализма фактически содержится в образе-импульсе.
Он включает в себя время, но лишь как судьбу импульса и становление его
объекта. Первый аспект касается характера импульсов. Ибо если они являются
«элементарными» или «грубыми» в том смысле, что отсылают к изначальным мирам,
то по отношению к производным средам, где они появляются, они могут выступать в
чрезвычайно сложном, причудливом или необычайном виде. Разумеется, зачастую
импульсы бывают относительно простыми, как импульс голода, импульсы, имеющие
отношение к питанию и сексу, и даже импульс золотоискательства в «Алчности». Но
они уже тогда неотделимы от извращенных типов поведения, которые они производят
и воодушевляют: каннибальских, садомазохистских, некрофильских и т. д. Бунюэль
обогатил их инвентарь, учтя чисто духовные импульсы и извращения, а они еще
сложнее. И таким биопсихическим путям нет пределов. Марко Феррери - несомненно,
один из немногих современных режиссеров, унаследовавших подлинные натуралистические
инспирации, а также искусство пробуждать изначальный мир в рамках
реалистической среды (сюда, например, относится громадный труп Кинг-Конга на
территории университетского городка при большой натурной съемке, или же
музей-театр из фильма «Прощай, самец»). В своих картинах он придумывает
странные импульсы, к примеру, материнский импульс у самца в фильме «Прощай,
самец» или даже неодолимый импульс свистеть на воздушном шаре в фильме
«Брейк-ап».
Другим аспектом является объект импульса, то есть кусок,
принадлежащий изначальному миру и одновременно отрываемый от реального объекта
из производной среды. Объект импульса — это всегда «частичный объект» или
фетиш, кусок плоти, как бы отрубленная часть тела, хлам, женские панталоны,
обувь. Туфли как сексуальный фетиш — повод для сопоставления Штрогейма с
Бунюэлем, в особенности, «Веселой вдовы» первого с «Дневником горничной»
второго. И выходит, что образ-импульс, несомненно, представляет собой
единственный случай, когда крупный план действительно становится частичным
объектом; но это вовсе не потому, что крупный план «является» таким объектом, а
оттого, что частичный объект, будучи объектом импульса, дается в этих случаях
исключительно крупным планом. Импульс — это действие отрывающее, разрывающее,
ломающее. А значит, извращение — это не отклонение от импульса, а его
производная, то есть его нормальное выражение в производной среде. Это обычные
отношения между хищником и его добычей. Калека является добычей par excellence,
ибо неясно, что у него кусок: то ли недостающая часть тела, то ли остальное
тело. Но он еще и хищник, и неутоленность импульсов, голод бедняков
способствуют хватанию кусков не меньше, чем пресыщенность богачей. Так,
королева из «Королевы Келли» роется в коробке конфет, словно нищая в помойном
ведре. Роль калек и уродов в натурализме столь велика потому, что они являются
одновременно и деформированными объектами, которыми овладевает импульсивное
действие, и уродливыми «эскизами» субъектов, играющими в таких действиях роль
субъектов. Предыдущая Следующая
|