Предыдущая Следующая
У Бунюэля, как и у Русселя, дурное повторение выступает в
виде неточности или же несовершенства: так, в «Ангеле истребления» одни и те же
два гостя в первый раз представлены с теплотой, а во второй — прохладно; тост
хозяина один раз встречен с безразличием, а второй — с всеобщим вниманием. А
вот спасающее повторение предстает как точное, и единственно точное: как раз
тогда, когда девственница предлагает себя в жертву Богу-хозяину, гости садятся
в точности как вначале и мгновенно обретают освобождение. Но точность —
лжекритерий, и она замещает нечто иное. Повторение прошлого в материальном
смысле возможно, однако невозможно в духовном, то есть во Времени; и напротив, повторение
веры, обращенной в будущее, представляется невозможным материально, но
возможным духовно, поскольку оно состоит в том, чтобы начать все сначала и
поплыть против течения времени, порабощенного циклом, благодаря присутствующему
во времени творческому моменту. Так, значит, существует два сталкивающихся типа
повторения: импульс смерти и импульс жизни? Бунюэль предоставляет нам
широчайший выбор, и мы можем начинать и с различения, и со смешения обоих
повторений. Гости Ангела хотят помянуть некое событие, то есть повторить
спасшее их повторение, однако тем самым впадают в повторение, которое их губит:
собравшись в церкви ради того, чтобы прочесть Те Deum, они оказываются
пленниками, и это ощущение усиливается и становится все напряженнее при том,
что назревает революция. В фильме «Млечный Путь» Христос как человек долго
сохраняет возможность открытости миру, и происходит это в разнообразных средах,
сквозь которые проходят два паломника; но создается впечатление, что под конец
все вновь становится замкнутым, а Христос — не горизонт, а заграждение1. Для
того, чтобы достичь повторения, которое приводит к спасению или изменяет жизнь
по ту сторону добра и зла, не следует ли порвать со всем строем импульсов,
разрушить временные циклы, добраться до элемента, подобного подлинному
«желанию» или непрестанно возобновляемому выбору (мы уже видели это в связи с
лирической абстракцией)? Предыдущая Следующая
|