Предыдущая Следующая
Это натурализм. И он не противостоит реализму, но,
напротив, подчеркивает его характерные черты, продлевая их особого рода
сюрреализмом. Сущность натурализма в литературе определил Золя: это ему
принадлежит идея дублирования реальных сред изначальными мирами. В каждой из
своих книг он описывает точные координаты некоей среды, но также исчерпывает
эту среду, возвращая ее изначальному миру: именно из этого «вышерасположенного»
источника проистекает выразительность его реалистических описаний. Реальная и
актуальная среда и есть среда из мира, определяемого радикальным началом,
абсолютным концом и линией наиболее крутого склона.
Суть здесь вот в чем: реальную и актуальную среду
невозможно отделить от изначального мира, их раздельного воплощения нет.
Изначальный мир не существует независимо от исторической и географической
среды, ибо это и есть его среда. Это среда, обладающая началом, концом и,
главное, склоном. Вот почему импульсы извлекаются из реального поведения,
развертывающегося в детерминированной среде страстей, чувств и переживаний,
которые испытывают в этой среде реальные люди. А куски отрываются от предметов,
на самом деле в этой среде формирующихся. Похоже, будто изначальные миры
появляются лишь тогда, когда мы чересчур перегружаем, утолщаем и слишком далеко
продлеваем невидимые линии, перекраивающие реальность и искажающие поведение и
предметы. Действия преодолеваются по направлению к первозданным поступкам, из
которых они не состояли; предметы — по направлению к кускам, из которых их
невозможно воссоздать; люди — в сторону энергий, которые их не «организуют». И
выходит, изначальный мир существует и действует лишь в основании некоей
реальной среды, и имеет значение лишь благодаря своей имманентности по
отношению к этой среде, чье неистовство и чью жестокость он изобличает, — но
также и среда предстает как реальная лишь в собственной имманентности по
отношению к изначальному миру, она имеет статус «производной» среды, получающей
от изначального мира себе на долю временный характер. Необходимо, чтобы
действия и способы поведения, люди и предметы занимали производную среду и в
ней «развертывались», тогда как импульсы и куски населяли изначальный мир,
влекущий за собой целое. Вот почему последователи натурализма заслуживают
ницшеанского эпитета «врачей цивилизации». Они ставят цивилизации диагноз.
Натуралистический образ, образ-импульс фактически обладает двумя типами знаков:
симптомами, а также идолами либо фетишами. Симптомы обозначают присутствие
импульсов в производном мире, а идолы или фетиши служат для отображения кусков.
Это мир Каина и знаки Каина. Словом, натурализм отсылает сразу к четырем
координатам: изначальному миру — производной среде и импульсам-видам поведения.
Вообразите произведение, где производная среда и изначальный мир реально
отличаются друг от друга и действительно друг от друга отделены: даже если
между ними устанавливаются разного рода соответствия, натуралистичного
произведения они не образуют. Предыдущая Следующая
|