Предыдущая Следующая
Возьмем какой-нибудь дом, какую-нибудь страну или регион.
Все это — реальные среды актуализации, географические или социальные. Но дело
выглядит так, словно они — целиком или частично — сообщаются с изначальными
мирами изнутри себя. Изначальный мир может характеризоваться искусственностью
обстановки (опереточное княжество, лес или болото в съемочном павильоне) в
такой же степени, как и подлинностью заповедной зоны (настоящая пустыня,
девственный лес). Изначальный мир можно узнать по его аморфному характеру: это
чистый фон или, скорее, бездна, составленная из бесформенных видов материи,
«эскизов» или кусков, для которых характерны динамическая энергия действия и
неоформленные функции, не отсылающие даже к возникающим в нем субъектам. К
обитателям такого мира относятся, например, животные, завсегдатай салонов,
хищная птица, любовник, козел, бедняк, гиена. Им не свойственны форма или
конкретный тип поведения; их поступки предваряют какую бы то ни было
дифференциацию человека и животного. Это звери в человеческом облике.
Собственно, импульсы являются не чем иным, как звериным началом: это энергия,
помогающая овладевать кусками, которые разбросаны в изначальном мире. Импульсы
и куски находятся в строжайшем соотношении между собой. Конечно, нельзя
сказать, что импульсам недостает разума: им присущ даже какой-то дьявольский
разум, благодаря которому каждый импульс забирает ему причитающееся, дожидается
своего момента, откладывает на будущее собственный жест и «берет взаймы»
зачаточную форму, помогающую ему с большим успехом совершить нужный поступок.
Тем не менее, изначальный мир имеет законы, наделяющие его непротиворечивостью.
Прежде всего это мир Эмпедокла, состоящий из набросков и кусков: голов без шей,
глаз безо лба, рук без плеч, жестов без формы. Но это также и множество,
объединяющее все, не через организацию, а через конвергенцию всех своих частей
в беспредельном поле нечистот или в болоте, а также соединяющее все импульсы в
великом импульсе смерти. Стало быть, изначальный мир представляет собой сразу и
радикальное начало, и абсолютный конец; и в итоге он связывает первое со вторым
и вкладывает одно в другое сообразно закону наибольшей крупицы (наиболее
крутого склона). Следовательно, это мир весьма специфического неистовства
(которое в определенных отношениях является радикальным злом); но заслуга его в
том, что он порождает изначальный образ времени, с началом, концом и склоном, —
всю жестокость Кроноса. Предыдущая Следующая
|