Предыдущая Следующая
«Агата, или Бесконечное чтение» Маргерит Дюрас следует
аналогичной структуре, придавая ей вид повествования или, скорее, чтения (не
только видеть образ, но и читать его). Дело выглядит так, словно камера
движется из глубин большой пустой заброшенной комнаты, где два персонажа
напоминают призраки самих себя, собственные тени. В противоположном конце кадра
находится пустой пляж, на него выходят окна. Время, в течение которого камера
продвигается из глубин комнаты к окну и на пляж, с остановками и повторами
движения, и является временем повествования. Само же повествование, образ-звук,
соединяет прошедшее время с будущим, движется от будущего к прошлому: от
«послечеловеческого» времени, ибо в рассказе речь идет об уже завершившейся
истории двух героев, — к «дочеловеческому» времени, когда ничто живое не
тревожило пляж. На пути из одного времени в другое — медленное и торжественное
переживание аффекта, в данном случае - инцеста между братом и сестрой.
От аффекта к действию: образ-импульс
Когда качества и возможности понимаются так, как они
актуализованы в положениях вещей, в географически и исторически обусловленных
средах, мы попадаем в сферу образа-действия. Реализм образа-действия
противостоит идеализму образа-эмоции. И все же между ними, между одинарностью и
двоичностью, имеется нечто напоминающее «вырожденный» аффект или же действие «в
зародыше». Это уже не образ-эмоция, но еще не образ-действие. Первый, как мы
видели, возникает в паре «Какие-угодно-пространства—Аффекты». Второй, как мы
еще увидим, — в паре «детерминированные Среды — виды Поведения». Однако же,
между этими парами мы обнаруживаем еще одну - и необычную: «изначальные Миры —
элементарные Импульсы». Изначальный мир не является
«каким-угодно-пространством» (хотя может походить на него), поскольку предстает
как основание для детерминированной среды; но он и не детерминированная среда,
ибо последние лишь происходят от изначальных миров. Импульс не аффект, ибо он
представляет собой в полном смысле слова впечатление, а не выражение; и все же
он не совпадает и с чувствами или эмоциями, которые регулируют или разлаживают
конкретный вид поведения. Итак, следует признать, что это новое множество не
служит простым посредником и переходным пунктом, но обладает полной
непротиворечивостью и самостоятельностью, благодаря которым даже получается,
что образ- действие не в силах его показать, а образ-переживание бессилен дать
его ощутить. Предыдущая Следующая
|