Предыдущая Следующая
Кроме того, представляется, что «какое-угодно-пространство»
обретает здесь новый характер. В отличие от предыдущих случаев, это не
пространство, определяющееся частями, чьи согласование и ориентация заранее не
детерминированы и могут происходить практически как угодно. Теперь это аморфное
множество, устранившее то, что в нем происходило и на него воздействовало. Это
угасание или исчезновение, но оно не противостоит генетическому элементу. Ясно,
что эти два аспекта являются дополнительными и предполагают друг друга:
аморфное множество — это, по сути дела, собрание мест, сосуществующих
независимо от временного режима, движущегося из одной части множества в другую,
а также независимо от сочетаний и ориентаций, придаваемых им исчезнувшими
персонажами и ситуациями. Стало быть, существует два состояния «какого-угодно-пространства»,
или два вида «квалисигнумов»: квалисигнумы разрыва и квалисигнумы пустоты.
Впрочем, об этих двух состояниях, одно из которых всегда подразумевается
другим, можно сказать лишь то, что одно бывает «до», а другое — «после».
«Какое-угодно- пространство» сохраняет единственную и одну и ту же природу: у
него больше нет координат, это чистая потенциальность, показывающая лишь чистые
Возможности и Качества, вне зависимости от актуализующих (или актуализовавших,
или собирающихся актуализовать, или ни то, ни другое, ни третье) их положений
вещей или сред.
Следовательно, вызвать к жизни и образовать
«какие-угодно-пространства», пространства бессвязные или опустошенные, способны
тени, пробелы и цвета. Но ведь после войны можно было видеть изобилие таких пространств,
сформированных и указанными, и прочими средствами; они есть и во внутреннем
убранстве, и снаружи и подвергаются разнообразным влияниям. Прежде всего это
касается (зависимости от кино тут нет) послевоенных лет с их разрушенными или
восстановленными городами, пустырями, трущобами и — даже там, где не было войны
— с «недифференцированными» городскими объектами, с обширными заброшенными
территориями, доками, пакгаузами, грудами балок и железного лома. Другой, в
большей степени внутрикинематографический, процесс случился, как мы увидим,
из-за кризиса образа-действия: персонажи все меньше и меньше находились в
«мотивирующих» сенсомоторных ситуациях и переключались на прогулки, праздное
шатание и блуждание, определявшие чисто оптические и звуковые положения. И
тогда образ-действие стал тяготеть к дроблению, в то время как ярко очерченные
места потеряли свои контуры, и в результате воздвиглись
«какие-угодно-пространства», где развивались свойственные современности аффекты
страха и отрешенности, но также и свежести, чрезвычайно высокой скорости и
нескончаемого ожидания. Предыдущая Следующая
|