Предыдущая Следующая
Если итальянский неореализм противопоставил себя реализму
И если итальянский неореализм противопоставил себя
реализму, то произошло это, прежде всего потому, что он порвал с
пространственными координатами, с прежним реализмом мест, и затуманил ориентиры
движения (как в болотах или крепости из «Паизы» Росселлини), или же создал
зрительные «абстракты» (завод из «Евро-пы- 51») на неопределенных лунных
просторах. Французская «новая волна» тоже разбивала планы и устраняла их
обусловленность, создавая нетотализируемое пространство: к примеру,
недостроенные квартиры у Годара способствуют всяческой дисгармонии и
«вариациям» типа разнообразных манер проходить через дверь, у которой недостает
филенки, что наделяется, чуть ли не музыкальной значимостью и служит
аккомпанементом аффекта («Презрение»). Что же касается Штрауба, то он
конструировал поразительные аморфные планы, пустынные геологические
пространства, расплывчатые или полые; безлюдные театры происходивших с ними
процессов. Немецкая «школа страха», в особенности Фассбиндер и Даниэль Шмид,
разрабатывала натурные съемки городов-пустынь и удваивала интерьеры в зеркалах,
при минимуме ориентиров и приумножении несогласованных точек зрения («Виоланта»
Шмида). Нью-йоркская же школа настойчиво снимала горизонтальные виды города на
уровне земли, где прямо на тротуаре возникали события, и местом их действия
было некое «раздифференцированное» пространство, как в фильмах Люмета. Еще
лучшим, более ярким примером служит творчество Кассаветеса, начавшего с
фильмов, где доминировали лица и крупные планы {«Тени», «Лица»), и пришедшего к
построению несвязных пространств, обладающих большим удельным весом
эффективности («Бал негодяев», «Баллада о неудачниках»). Так он переходил от
одного типа образа-переживания к другому. И объясняется это тем, что он
стремился раздробить пространство в равной степени в отношении как лица,
абстрагируемого от пространственно-временных координат, - так и события, всеми
способами выходящего за рамки собственной актуализации: оно либо медлит и
распадается, либо, наоборот, происходит слишком быстро3. В «Глории» героине
приходится долго ждать, а кроме того, у нее нет времени на обдумывание
поступков, поскольку ее преследователи всякий раз оказываются тут как тут, как
будто в этих местах они находятся всегда или, скорее, как будто место внезапно
сменяет координаты, переставая быть тем же самым (хотя оно остается в той же
точке «какого-угодно-пространства»). На этот раз мы видим пустое пространство,
вдруг становящееся заполненным... Предыдущая Следующая
|