Предыдущая Следующая
Антониони, еще один из величайших колористов
кинематографа
Антониони, еще один из величайших колористов
кинематографа, пользуется холодными цветами, доведенными до максимума их
полноты или интенсификации с тем, чтобы преодолеть их поглощающую функцию, еще
удерживавшую персонажей и преображенные ситуации в пространстве грезы или
кошмара. У Антониони цвет доводит пространство до пустоты, изглаживающей то,
что она поглотила. Бонитцер писал: «Начиная с "Приключения", основные
поиски Антониони лежали в сфере пустого плана, плана необитаемого. В самом
конце «Затмения» все планы, пройденные супружеской четой, пересматривает и
исправляет пустота, о чем свидетельствует название фильма <...> Антониони
в таких фильмах, как «Красная пустыня», «Забриски-пойнт», «Профессия: репортер»
<...>, ищет пустыню, которая завершается тревеллингом по пустому пространству
кадра, переплетениями бессмысленного пробега, достигающего пределов
нефигуративного искусства. <...> Предмет кинематографа Антониони —
достижение нефигуративного через приключение, по окончании которого происходит
"затмение" лица и исчезновение персонажей». Разумеется, в кино
издавна известны значительные эффекты резонанса, когда сопоставляется одно и то
же пространство — то заполненное народом, то пустое (например, в «Голубом
ангеле» Штернберга: артистическая уборная Лолы и учебный зал). Однако у Антониони
эта идея обретает невиданный размах, и ведущей силой такого сопоставления
является цвет. Именно цвет возводит пространство в степень пустоты, после чего
свершается часть того, что может реализоваться в событии. И пространство
выходит из этого процесса не депотенциализированным, а, напротив, с повышенным
зарядом потенциала. Здесь мы видим сразу и сходство с Бергманом, и оппозиция
его идеям: Бергман преодолевал образ-действие по направлению к эффективности
крупного плана или лица, которое он сопоставлял с пустотой. У Антониони же лицо
исчезло одновременно с персонажем и действием, а аффективной инстанцией служит
«какое-угодно-пространство», которое Антониони, в свою очередь, тоже доводит до
пустоты. Предыдущая Следующая
|