Предыдущая Следующая
Тьма и борьба духа, белизна и духовная альтернатива
Тьма и борьба духа, белизна и духовная альтернатива — с
ними связаны два первоочередных метода, благодаря которым пространство становится
«каким-угодно» и возвышается до уровня светозарной духовной потенции. Следует
рассмотреть еще и третий метод, цветовой. Это уже не сумрачное пространство
экспрессионизма, да и не белое пространство школы лирической абстракции, а
пространство- цвет колоризма. Как и в живописи, мы отличаем колоризм от
монохромии или полихромии, ибо две последние уже у Гриффита и Эйзенштейна
формировали именно цветной образ и предшествовали образу- цвету.
В известном смысле тьма экспрессионистов и лирическая
белизна играли роль цвета. Но подлинный образ- цвет составляет
«какое-угодно-пространство» третьего типа. Основные формы такого образа:
поверхностный цвет больших плоских изображений; атмосферический цвет,
пронизывающий собой все остальные цвета; цвет-движение, переходящий от одного
оттенка к другому — возможно, обязаны своим происхождением оперетте с ее
способностью извлекать из условного положения вещей виртуальный мир
безграничных возможностей. Представляется, что из этих трех форм кинематографу
принадлежит только цвет-движение, а все остальные в полной мере уже раскрылись
как возможности живописи. Тем не менее, нам кажется, что образ-цвет в кино
выглядит иначе; хоть он и присущ в равной мере кино и живописи, кинематограф
придает ему иные смысл и функцию. В кино образ-цвет имеет поглощающий характер.
Формула Годара «это не кровь, а что-то красное» является формулой самого
колоризма. В отличие от просто окрашенного объекта, образ-цвет не соотносится с
тем или иным объектом, но поглощает все, что может: такова потенция,
овладевающая всем, что находится в пределах ее досягаемости; или, же таково
качество, общее для совершенно несходных предметов. Существует некая символика
цвета, но это не установление связи между определенными цветом и аффектом —
скажем, между зеленым цветом и надеждой. Напротив того, цвет сам по себе —
аффект, то есть виртуальное сочетание всех охватываемых им объектов. Оллье
как-то заметил, что фильмы Аньес Варда, и в особенности «Счастье», «поглощают»,
и не только зрителя, но и самих персонажей, и ситуации, согласно сложным
аффектированным движениям дополняющих друг друга цветов1. И это было
справедливо уже для фильма «Пуэнт Курт», где белый и черный трактовались как
дополнительные цвета, и белизна становилась на сторону женщины, «белой» работы,
любви и смерти, а чернота — на сторону мужчины, когда «абстрактная супружеская
пара» своими разговорами вычерчивала черно-белое пространство альтернативы или
дополнительности. Именно эта композиция достигает в фильме «Счастье»
колористического совершенства, при дополнительности сиренево-фиолетового и
золотисто-оранжевого цветов, а также при последовательном поглощении персонажей
пространством тайны, соответствующим этим цветам. Если мы продолжим здесь
ссылаться на разнообразнейших режиссеров с тем, чтобы лучше выявить возможную
справедливость какой-либо концепции, нам нужно будет сказать, что с самого
начала тотального цветового кино Миннелли использовал поглощение как чисто
кинематографическую потенцию этого нового измерения образа. Отсюда у него
большая роль мечты: мечта есть поглощающая форма цвета. В его творчестве, в его
мюзиклах (совершенно нетрадиционного жанра) проходят чередой персонажи,
поглощенные собственной мечтой и в особенности мечтой других и их прошлым
(«Иоланда», «Пират», «Жижи», «Мелинда»), мечтой о могуществе Другого
(«Околдованные»). И самых больших высот Миннелли достигает в фильме « Четыре
всадника Апокалипсиса», где герои попадают в кошмары войны. Во всех его фильмах
мечта становится пространством, которое, однако, напоминает паутину, где места
уготованы не столько самому мечтателю, сколько заманиваемой им живой добыче. И
если положения вещей превращаются в движение мира, если персонажи становятся
фигурами танца, то это неотделимо от великолепия цвета и его поглощающей
функции, которую можно назвать плотоядной, ненасытной, разрушительной (таков
ярко-желтый фургон из фильма «Длинный-длинный фургон»). Миннелли попал в точку,
когда взялся за сюжет, наилучшим образом способный выразить это безвозвратное
приключение: нерешительность, боязнь и уважение, с какими Ван Гог относился к
цвету; его открытия и великолепие его картин; его поглощенность творчеством,
поглощенность его бытия и разума желтизной {«Жажда жизни»). Предыдущая Следующая
|