Предыдущая Следующая
Во второй половине XIX в. философия всеми силами
стремилась
Во второй половине XIX в. философия всеми силами
стремилась не только обновить собственное содержание, но и обрести новые
средства и формы выражения, что заметно у весьма разнообразных мыслителей,
имевших лишь одну общую черту: они ощущали себя первыми представителями некоей
философии будущего. Это очевидно в отношении Кьеркегора. (Во Франции эту тему
впервые затрагивают Ренувье, Лекье и несправедливо забытая группа их
единомышленников, занимавшихся в числе прочего идеей выбора.) Если же говорить
только о Кьеркегоре, то одним из характерных его приемов было введение в
мышление элементов, которые читатель формально идентифицирует, лишь с трудом:
нечто среднее между наглядным примером, фрагментом из личного дневника,
сказкой, анекдотом, мелодрамой и пр. Например, в «Трактате об отчаянии» такова
история про обывателя, который завтракает и читает свой дневник всей семье, но
вдруг бросается к окну с воплем: «Дайте возможного, а не то я задохнусь!». В
«Этапах жизненного пути» такова история бухгалтера, который сходит с ума на
один час каждый день и хочет найти закон, определяющий и фиксирующий размеры
сходства: однажды он посетил бордель, но не сохранил, ни малейших воспоминаний
о том, что там происходило, и это «возможность, из-за которой он сходит с
ума...». В «Страхе и трепете» есть сказка «Агнесса и тритон», напоминающая
мультфильм, и Кьеркегор дает несколько ее вариантов. Есть и множество других
примеров. Но современный читатель, возможно, найдет способ дать название этим
необычайным отрывкам: в каждом случае это был уже своего рода сценарий,
настоящий синопсис, появившийся в философии и теологии впервые.
Мы исходили из пространства, обусловленного положением
вещей и создаваемого чередованием «белое- черное-серое, белое-черное-серое...».
И при этом утверждали: белое обозначает наш долг или нашу власть; черное — наше
бессилие или нашу жажду зла; серое — нашу нерешительность, наши поиски или наше
безразличие. Затем мы возвысились до духовной альтернативы, и нам пришлось
выбирать между способами существования: одни способы — белый, черный или серый
- подразумевали, что выбора у нас нет (или уже нет); однако лишь нечто иное
имеет в виду то, что мы совершаем выбор или же осознаем его. Это чистый
имманентный или духовный свет по ту сторону белого, черного и серого. Стоит нам
достичь этого света — и он возвратит нам все. Он вернет нам белизну, но уже не
берущую в плен весь свет; он сразу возвратит нам черноту, но уже не означающую
подавление света; возвратит он нам и серость, которая уже не является
нерешительностью или безразличием. Мы достигли духовного пространства, где то,
что мы выбираем, уже не отличается от самого выбора. Итак, лирическая
абстракция определяется через приключение света и белизны. Но эпизоды этого
приключения способствуют тому, что вначале белый цвет, берущий в плен свет,
чередуется e чернотой, где свет застревает; а затем и тому, что свет
освобождается благодаря альтернативе, возвращающей нам белизну и черноту. Не
сходя с места мы перешли из одного пространства в другое, из физического
пространства в духовное, возвращающее нам своего рода физику (или же
метафизику). Первое пространство похоже на келью и замкнуто, второе же внешне
ничем от него не отличается; оно такое же, но лишь обрело духовную открытость,
благодаря которой оно преодолевает все свои формальные обязательства и всю свою
материальную принудительность, уклоняясь от них «де-факто» и «де-юре». Именно
это предлагал Брессон, выдвигая принцип «фрагментации»: мы переходим от
замкнутого множества, которое мы фрагментируем, к открытому духовному целому,
которое создаем и воссоздаем. Аналогичное явление у Дрейера: Возможное сделало
пространство духовным измерением, наделив его открытостью (четвертое или пятое
измерение). Пространство утратило детерминированность, оно стало
«каким-угодно-пространством», тождественным потенции духа, непрерывно
возобновляемому духовному решению: это-то решение и образует аффект, или «аутопереживание»;
оно берет на себя монтажное согласование частей пространства. Предыдущая Следующая
|