Предыдущая Следующая
Персонажа, делающего аутентичный выбор или осознающего
выбор. И речь идет именно об аффекте, ибо если другие персонажи утверждали
аффект в виде актуальности в рамках установленного порядка или беспорядка, то
персонаж, делающий правильный выбор, возвышает аффект до уровня чистой
возможности или потенциальности, как происходит с куртуазной любовью Ланселота,
— но также воплощает и осуществляет аффект тем лучше, чем больше он извлекает
из него неактуализуемую часть, часть того, что выходит за рамки всяческих
свершений (вечное начинание). Брессон добавляет еще и пятый тип, пятого
персонажа, животное — осла из фильма «Наудачу, Бальтазар». Поскольку осел не
находится в положении выбора, он осознает лишь следствия выбора или отсутствия
выбора, производимого человеком, то есть лицевую сторону событий, свершающихся
в телах и умерщвляющих их, — осел не может достичь той части событий, которая
выходит за рамки их свершения или их духовной обусловленности (но также и
выдать эту часть событий). Поэтому осел становится излюбленным объектом
человеческой зловредности, но также и получает преимущество, вступая в союз с
Христом, или человеком выбора.
Что за странное мировоззрение
Что за странное мировоззрение: крайний морализм,
противостоящий морали, вера, противопоставляющая себя религии! У него нет
ничего общего с ницшеанством, но много точек соприкосновения с Паскалем и
Кьеркегором, с янсенизмом и реформизмом (даже в случае Сартра). Оно ткет
тончайшую паутину отношений между философией и кино. У Ромера также целая
история о возможных способах существования, о выборе, о неправильном выборе и
об осознании выбора является определяющей для серии «Назидательных новелл» (в
особенности «Моя ночь у Мод» и более позднее «Удачное замужество», где
рассказывается о девушке, которая выбирает замужество и кричит об этом, именно
потому, что она его выбирает тем самым способом, каким в другую эпоху она могла
избрать отказ от замужества, все с тем же паскалевским сознанием или с теми же
притязаниями на вечное и бесконечное). Отчего эти темы имеют такое большое
значение для философии и кинематографии? Почему все эти проблемы отстаиваются с
такой настойчивостью? Дело в том, что в философии и в кинематографе, в
произведениях Паскаля и Брессона, у Кьеркегора и у Дрейера выражено мнение,
будто правильный выбор, состоящий в выборе выбора, в состоянии вернуть нам все.
Он якобы поможет нам обрести утраченное, и обретем мы его жертвенным духом то
ли в момент жертвоприношения, то ли даже перед его осуществлением. Кьеркегор
писал, что если мы совершаем правильный выбор, отказываясь от невесты, то тем
самым она нам достается; если же Авраам приносит в жертву собственного сына, то
тем самым он его обретает. К примеру, Агамемнон приносит в жертву собственную
дочь Ифигению, но делает он это ради долга, и только: он выбирает отсутствие
выбора. Авраам же, наоборот, жертвует сыном, которого любит больше, чем самого
себя, исключительно в силу выбора и осознавая выбор, связывающий его с Богом по
ту сторону добра и зла: потому-то сын ему и возвращен. Так обстоят дела с
лирической абстракцией. Предыдущая Следующая
|