Предыдущая Следующая
От Паскаля до Брессона, от Кьеркегора до Дрейера
вычерчивается единая линия вдохновения. У режиссеров этот фильм первоначально
так и назывался: «Неуверенность»). Существуют создания, творящие зло, и у
Брессона их много (месть Элен из «Дам Булонского леса», зловредность Жерара из
фильма «Наудачу, Бальтазар», кражи из «Карманника», преступления Ивона в фильме
«Деньги»). И Брессон, при своем крайнем янсенизме, показывает одинаковую
бесславность трудов, служащих и злу, и добру: в «Деньгах» набожный Люсьен
проявляет милосердие лишь в связи с лжесвидетельством и кражей, на которые он
ради него идет, тогда как Ивон совершает преступление, думая о благе ближнего.
Дело выглядит так, будто добрый человек с необходимостью начинает именно там,
куда приходит злой. Однако же, отчего, бы не существовать не тому выбору зла,
который все еще представляет собой желание, а выбору «в пользу» зла с полным
осознанием дела? И ответ Брессона ничем не отличается от ответа гётевского
Мефистофеля: наш брат, дьяволы и вампиры, таков, что мы свободны лишь в первом
акте, но уже рабы второго. Как раз это и говорит здравый смысл (не так красноречиво)
словами комиссара из «Карманника»: «остановиться невозможно», вы выбрали
ситуацию, которая уже не оставляет вам выбора. Именно в этом смысле три типа
ранее упомянутых персонажей становятся причастными к неправильному выбору, тому
выбору, который происходит не иначе, как при условии, что герой отрицает то,
что выбор есть (или пока есть). И сразу становится понятным, что такое выбор с
точки зрения лирической абстракции — это осознание выбора как жесткая духовная
детерминированность. Это не выбор Добра или зла. Это выбор, который
определяется не тем, что выбирает выбирающий, а возможностью, к которой он
может обратиться в любой момент, возможностью начать сначала и тем
самоутвердиться, каждый раз вновь ставя на весь кон в игре. И даже если выбор имеет
в виду самопожертвование личности, то она идет на эту жертву лишь при условии
знания о том, что каждый раз ей пришлось бы начинать сначала, и что каждый раз
она возобновляет этот поступок (здесь опять же концепция существенно отличается
от экспрессионистской, согласно которой жертва совершается раз и навсегда). У
самого Штернберга подлинный выбор совершается не красной императрицей и не той
героиней, что выбрала месть в «Шанхайском жесте», а избравшей самопожертвование
в «Шанхайском экспрессе» при одном-единственном условии: не оправдывать себя,
не стремиться к самооправданию, не давать отчета. Персонаж, сделавший
правильный выбор, обретает себя в самопожертвовании или же по ту сторону
самопожертвования, которое непрестанно возобновляется: у Брессона это Жанна
д'Арк, это приговоренный к смерти, это сельский священник; у Дрейера — опять же
Жанна д'Арк, но также и героини его большой трилогии: Анна из «Dies irae»,
Ингер из «Слова», наконец, Гертруда. Следовательно, к трем предшествующим типам
нужно добавить и четвертый: Предыдущая Следующая
|