Предыдущая Следующая
Все эти аспекты между собой связаны. Прежде всего,
отворачивание не является антонимом к глаголу «оборачиваться». Оба процесса
друг от друга неотделимы, и один из них представляет собой скорее моторное
движение желания, а другой - рефлектирующее движение удивления. Как
продемонстрировал Куртьяль, оба движения относятся к лицу, но друг другу не
противостоят; оба они противоположны идее недифференцированного лица, мертвого
и неподвижного, которое стерло бы все лица и привело бы их к небытию. Пока
существуют лица, они вращаются вокруг неподвижного светила подобно планетам, а
вращаясь, непрестанно «отвращаются». Ничтожное изменение направленности лица
вызывает варьирование отношений между его жесткими и мягкими частями, а тем
самым - модифицирует аффект. Даже изолированному лицу свойствен некий
коэффициент отворачивания и оборачивания. И как раз посредством
оборачивания-отворачивания лицо выражает аффекты, их рост и спад, тогда как
изглаживание выражения лица пересекает порог ослабления аффекта, погружает аффект
в пустоту и способствует тому, что лицо теряет все свои «лица». Так, в
пабстовской «Лулу» лицо Джека отворачивается от лица женщины, что приводит к
модификации аффекта и его росту в ином направлении - вплоть до резкого падения
в небытие. Возможно, конечная цель кинематографа Бергмана состоит в
изглаживании лиц: режиссер следит за их долгой жизнью и дает им время на
свершение странного «оборота вокруг неподвижного светила», который иногда
бывает даже позорным и омерзительным. Например, пучеглазая старуха напоминает
черное солнце, вокруг которого вращается, отвращаясь, героиня фильма «Лицом к
лицу». Служанка из «Шепотов и криков» напрягает свое лицо, широкое, рыхлое и
немое, и две сестры выживают не иначе, как вращаясь вокруг него, при том, что
друг от друга они отвращаются; и как раз взаимоотвращение способствует также и
выживанию сестер в фильме «Молчание», и шаткому положению двух главных героев
«Персоны». И так— в плоть до той знаменательной поры, когда отвратившиеся друг
от друга лица вновь обретают свою полную силу, пройдя через небытие; и,
вращаясь вокруг мумии, они вступают в виртуальное сочетание, формирующее аффект
не менее мощный, нежели воздействующее на пространство орудие, которое сжигает
несправедливое положение вещей вместо того, чтобы спалить самих героев, —
благодаря чему первозданной жизни возвращается жизнь (лицо гермафродита и лицо
ребенка из фильма «Фанни и Александр»). Предыдущая Следующая
|