Предыдущая Следующая
Следовательно, существует внутренняя композиция крупного
плана, то есть чисто аффективные кадрирование, раскадровка и монтаж. Внешней
композицией можно назвать отношения крупного плана к другим как к образам иного
типа. Внутренняя же композиция представляет собой отношения крупного плана с
другими крупными планами либо с самим собой, собственными элементами и размерами.
Впрочем, различие между этими двумя случаями незначительно: бывает
последовательность крупных планов, компактная или с интервалами, — но также
один крупный план может придавать значение попеременно, то одним, то другим
чертам или частям лица, и благодаря этому мы замечаем изменения в их
отношениях. К тому же в одном крупном плане могут одновременно объединяться
несколько лиц или же их частей (и не только для поцелуя). Наконец, крупный план
может включать некое пространство-время, глубинное или поверхностное, как бы
отделяя его от координат, от которых он абстрагируется: крупный план «уносит с
собой» кусок неба, пейзажа или квартиры, клочок видения, с помощью которого
составляются возможности или качества лица. Это напоминает короткое замыкание
близкого и далекого. Вот крупный план Эйзенштейна: гигантский профиль Ивана
Грозного, и при этом миниатюризованная толпа раболепствующих челобитчиков
противостоит своей уплощенностью извилистой линии царя, острым углам его носа,
бороды и черепа. Вот крупный план Оливейры: два мужских лица, которым — на этот
раз в глубине — противостоит конь, взобравшийся на верхнюю ступеньку лестницы,
что предвосхищает аффекты любовного экстаза и музыкальной «кавалькады». По
существу, мы видели, что делать различие между весьма крупным планом, крупным
планом, приближенным или даже американским планом, едва ли уместно, поскольку
крупный план определяется не относительными размерами, а размером абсолютным
или же своей функцией, состоящей в выражении аффекта как сущности. Итак, то,
что мы называем внутренней композицией крупного плана, числит за собой
следующие элементы: выраженную им сложную сущность вместе с включаемыми ею
сингулярностями; лицо или лица, выражающие эту сущность, с определенными
дифференцированными час- 1 «Материя» (греч.). Предыдущая Следующая
|