Предыдущая Следующая
Выраженная сущность есть то, что в Средние Века называли
«сложным означающим» (complexe significabile) предложения, и оно отличается от
положения вещей. Выраженное, то есть аффект, является сложным, поскольку оно
составлено из разного рода сингулярностей, которые оно иногда объединяет и на
которые порою подразделяется. Вот почему оно непрестанно варьирует и меняет
собственный характер сообразно производимым им объединениям или же
претерпеваемым им дроблениям. Таково «дивидуальное» — то, что может
увеличиваться или уменьшаться не иначе, как меняя свой характер; то, что каждое
мгновение способствует единству аффекта, — виртуальное соединение,
обеспечиваемое выражением, лицом или предложением. Блестящее, страх, режущее,
растроганность суть весьма несходные качества и возможности; они то
объединяются, то разделяются. Одно из них — возможность и качество ощущения,
другое связано с чувством, третье относится к действию, наконец, четвертое — к
состоянию. Мы говорим «качество ощущения» и т. п., потому что ощущение или
чувство и проч. суть именно то, в чем реализуется качество-возможность. И все
же качество-возможность не сливается с актуализующим его таким способом
положением вещей: так, блестящее не совпадает с соответствующим ему ощущением,
а режущее — с сопряженным с ним действием, это чистые возможности, чистые
виртуальности, оказывающиеся осуществленными в некоторых условиях благодаря
ощущению, которое вызывает у нас нож при свете либо посредством действия,
производимого ножом в наших руках. Как писал Пирс, цвет (например, красный),
степень (например, яркий), возможность (например, режущий), качество,
(например, твердый или мягкий) суть прежде всего позитивные потенциальности,
отсылающие лишь к самим себе. Следовательно, в той же мере, в какой они могут
друг от друга отделяться, они могут и объединяться, и отсылать друг к другу,
образуя виртуальное сочетание, не совпадающее с реальной связью между лампой,
ножом и людьми, хотя сочетание это актуализуется здесь и теперь именно в этой
связи. Мы всегда должны различать качества-возможности как таковые, как нечто,
выражаемое лицом, лицами или их эквивалентами (образ-переживание одинарности),
— и те же самые качества- возможности, как нечто актуализующееся в определенном
положении вещей, в некоем детерминированном пространстве-времени
(образ-переживание двоичности). Предыдущая Следующая
|