Предыдущая Следующая
Итальянские кинематографисты относятся к своим
зрителям и к себе самим с уважением и
неизменно пытаются сказать что-то, что их волнует и что способно привлечь
подлинное, осознанное внимание со стороны миллионов зрителей.
Например, в фильме «Трудные годы» я говорил о
проблемах, занимавших тогда очень важное место в сознании всех итальянцев. Я
сказал то, что мог, и не претендую на то, что удовлетворил всех. Но полемика,
вызванная фильмом «Трудные годы», убедила меня в том, что я сумел затронуть
какую-то искреннюю струнку в сердцах итальянских зрителей. И публика
заинтересовалась фильмом, говорит о нем, его обсуждает, потому что нашла в этой
истории что-то из собственного опыта — лично пережитого, горького и тяжелого.
Эмигрировать значило бы отказаться от всего этого.
Взяться рассказывать придуманные кем-то другим историйки в сериях, в которых ты
не мог бы сказать ничего своего, ни слова правды. Поэтому многие итальянские
режиссеры отказались эмигрировать, предпочли и предпочитают рассказывать
итальянские истории.
Другая альтернатива не более привлекательна. Нам
пришлось бы поменять ремесло! А это не так-то легко — прежде всего потому, что
это мое ремесло и я его люблю. Это относится и к остальным.
Только эти и никакие другие причины и побудили нас,
кинематографистов, выступить в защиту кино, и все люди доброй воли должны
понять наши доводы и поддержать нас в борьбе, которую мы ведем.
Джузеппе Де Сантис
Вот два излюбленных аргумента крупных прокатчиков, при
помощи которых они пытаются приуменьшить художественное значение
нашего кино: первый — так называемый
неореализм изжил себя, ибо рассказывал о преходящих ситуациях первых
послевоенных лет, ныне уже отошедших в прошлое; второй — публика, мол, не хочет
и никогда не хотела видеть на экране лохмотья и нищету, которые, к сожалению,
отравляют повседневную жизнь множества людей.
Уязвимость и злая воля этих аргументов совершенно
очевидны даже при простом сопоставлении первого со вторым. «Преходящие
ситуации» — нищета, страдания, лохмотья — якобы преодолены в результате
благотворной церковноприходской и маршаллизованной «реконструкции»; и, говоря
это, сразу же себе противоречат, соглашаясь с тем, что существование миллионов
итальянцев отравлено именно элементами, присущими этим «преходящим ситуациям». Предыдущая Следующая
|