Предыдущая Следующая
Сегодня вся Италия, от Апулии до Лигурии, — это
бескрайнее и таящее неожиданности поле кинематографического выражения. Все ее
самые потаенные жизненные проблемы, болезненные и решающе важные, являются
объектом гуманного внимания итальянских режиссеров. И все традиционные и
прекрасные формы итальянской жизни — как городской, так и самых далеких, даже
вовсе неведомых районов — неудержимо привлекают к себе объективы наших
съемочных камер.
И поэтому я верю в кино, и прежде всего — в
итальянское кино. Поэтому я хочу закончить эти немногие строки, беспорядочные,
но искренние, утверждением, которое многим может показаться парадоксом, но за
полемический смысл которого я принимаю на себя полную ответственность: одна из
самых трагических сторон кризиса итальянского кино не столько в том, что со дня
на день могут безнаказанно выкинуть на улицу тысячи рабочих. А в том, ЧТо
замышляют отнять у итальянского народа кино — тот инструмент, который он
завоевал и который необходим сегодня народу, чтобы познать себя, чтобы вести
критику негативных сторон своей жизни, чтобы самовоспитываться, руководствуясь
поистине высшей и действенной идеей свободы.
Луиджи Дзампа
В Аргентине мой фильм «Депутатка Анджелина»
демонстрировался одновременно в ста шестидесяти семи кинотеатрах. Это
обстоятельство вызвало у меня незабываемое волнение и побудило меня задать себе
вопрос, в чем же причины такого успеха. Разумеется, не мне судить о
художественных достоинствах моего фильма; знаю только, что я хотел рассказать
историю женщины из народа, которой не прокормить свою семью, — историю одной из
тех женщин, каких много вокруг. Следовательно, именно этим я могу объяснить
успех фильма, который, как говорится, «нашел широкого зрителя» также и в Италии.
Часто говорят, что если за границей наши фильмы
действительно пользуются успехом, причем нередко даже триумфальным, то в
Италии, наоборот, зрители не желают о них слышать; так вот, мне кажется, что
также и пример Аргентины — и именно поэтому я его и привел — свидетельствует о
прямо противоположном: как известно, в этой стране проживают миллионы наших
соотечественников, миллионы эмигрантов, простых людей, братьев наших простых
итальянцев, и у них те же вкусы, то же желание услышать в кино рассказы о их
собственной судьбе — истории простых людей, и я считаю, что очень важно суметь
вести разговор также и с этими итальянцами. Несмотря на все это, несмотря на
несомненный успех, которым высокий процент нашей кинематографической продукции
пользуется как в Италии, так и за рубежом, наше кино из-за ширящегося засилья
американских фильмов оказалось в условиях, когда оно не может выдержать этой
конкуренции. И вот теперь перед нами, кинематографистами, стоит альтернатива:
либо эмигрировать, либо сменить профессию. Что касается первой возможности,
то, как
это вполне очевидно,
пришлось бы отказаться от самой коренной сущности нашей
работы. Ибо, можно сказать, только в Италии на кино те, кто его делает, смотрят
как на нечто более серьезное, чем представление цирка Барнума, стремящееся
очаровать зрителя. Предыдущая Следующая
|