Предыдущая Следующая
Дело в том, что тех, кто прикрывается самонадеянными
оценками якобы эстетического характера, в действительности толкают делать
подобные противоречивые утверждения другие мотивы — политические и классовые. В
самом деле, кто такие эти крупные прокатчики? Это богатые спекулянты, это
«великие избиратели», христианские демократы — одним словом, более или менее
видные члены большой семьи разных Брузаделли3 и Коста4. Кто их поддерживает,
как широко показала продолжающаяся битва в палате депутатов и во всей стране?
Нынешнее классовое правительство. Кто повторяет их лозунги, пытаясь придать им
популярность среди населения? Репортеры и авторы политических статей
правительственной печати.
А что такое неореализм, в чем его гуманная и социальная
сущность? Это наконец-то состоявшееся в истории итальянской культуры появление
народного искусства. Народного, разумеется, уже не в том смысле, что оно
пользуется неким усредненным и упрощенным художественным языком, а в том, что
оно выбирает главным действующим лицом рассказываемых событий народ. Народ, с
его надеждами, страданиями, радостями, борьбой — и (почему бы нет?) с его
противоречиями. Тот народ, который правительство — защитник прокатчиков и
американских киномонополий — хотело бы отбросить назад, но который, наоборот, с
необоримой силой идет все дальше вперед; народ — главное действующее лицо
искусства, потому что он — главное действующее лицо истории, которая
представляет второе итальянское Рисорджименто, — истории нации, борющейся за
то, чтобы стать современной нацией.
Особенно характерно то, что о различных этапах этого
пути и этой истории рассказывают не только режиссеры, решительно включившиеся в
борьбу народа, но также и прежде всего такие люди, как Росселлини, Де Сика,
Блазетти, Дзампа, известные своей «аполитичностью». Дело в том, что речь идет
об искренних художниках, людях доброй воли — инстинкт ведет их непреодолимо к
единственному животворному ферменту, который предлагает сегодня жизнь людям. Предыдущая Следующая
|