Предыдущая Следующая
Неореализм — это не «мода», он порожден не какими-то
случайными требованиями или «преходящими». Если кто-то так считает, этот кто-то
останется позади и кончит тем, что предаст, продаст искусство. Другие пришли к
нему после многолетнего труда, и они не вернутся назад. Более того, они пойдут
дальше.
Ибо истина состоит и в другом: в том, что реализм,
быть может, еще и не родился. Нынешние произведения — это произведения
переходного периода, пронизанного романтическими мотивами и отражающего жгучую
жажду обличения. Нынешнее итальянское кино участвует в долгой и жестокой
борьбе, — борьбе за построение современной и цивилизованной Италии. Его
произведения представляют собой «cahiers de doléance»* нашей эпохи. Глядите: «Шуша» — это «тетрадь» о
голодных детях послевоенной поры; «Земля дрожит» и «Во имя закона»5 — о
Сицилии; «Похитители велосипедов» — о безработице; «Трагическая охота» — о
крестьянах области Романья и так далее; и даже «Фабиола»6, хотя в этом фильме
рассказывается далекая от нас по времени история, — разве не содержит она
призыва к миру, торжественно исходящего от народа? Переживаемый нами ныне
момент — результат извечной борьбы, которая прежде, когда существовал
фашистский режим, подавлявший всякую попытку в этом направлении, выражалась в
поисках народных и национальных чувств и эпопей (от некоторых фильмов Блазетти
до «Дети смотрят на нас» Де Сика и «Одержимости» Висконти), а потом привела
словно к мощному взрыву — и был создан фильм «Рим — открытый город» и все
остальное. С тех пор мы идем вперед по дороге, которая, быть может, нам только
открылась и лишь сейчас вырисовывается перед нашими глазами.
Итальянское кино открыло определенный художественный
язык, манеру, неиссякаемый источник вдохновения. Но это открытие еще только
начато, оно приведет к непредсказуемым и грандиозным результатам. Удушить в
зародыше этот процесс развития было бы преступлением не только перед
итальянской, но перед всей мировой культурой. Предыдущая Следующая
|