Предыдущая Следующая
Как я говорил, моя цель — находить драматическое в
повседневных ситуациях, поразительное — в хронике мелких событий, даже в
мельчайших событиях хроники, которую столь многие считают материей, не
заслуживающей внимания.
В самом деле, что такое кража велосипеда, к тому же
еще далеко не нового и не дорогого? В Риме каждый день крадут их множество, и
никто этим не занимается, ибо в масштабе целого города, его расходов и доходов
неужели кто-нибудь будет заниматься каким-то велосипедом? Однако для многих,
для кого велосипед является единственным достоянием, кто ездит на нем на
работу, для кого он единственная поддержка в водовороте городской жизни, потеря
велосипеда представляет собой важное, трагическое, катастрофическое событие.
Зачем выискивать невероятные приключения, когда то, что происходит у нас на
глазах и что случается с самыми из нас незадачливыми, столь глубоко исполнено
самых доподлинных тоски и отчаяния? Литература уже давно открыла этот план
современной жизни, где тщательно исследуются мельчайшие факты и душевные
состояния, считающиеся слишком обычными. Кино благодаря съемочной камере
обладает самым подходящим средством, чтобы схватить этот план жизни. Такая
способность кино, его чувствительность — явление того же порядка, и я сам
именно так понимаю реализм, вокруг которого идет столько споров. По моему
мнению, он не может быть простым документом.
Если в этой истории есть нечто достойное смеха, то это
социальные противоречия, на которые общество закрывает глаза; это достойное
смеха непонимание, из-за которого правде и добру очень трудно проложить себе
путь.
Мой фильм посвящен страданиям бедняков.
Перевод Г.
Богемского
Микеланджело Антониони
«Земля
дрожит»
Существуют легкие и трудные фильмы. «Дилижанс»1,
«Похитители велосипедов», «М» («Убийца»)2, «День начинается»3, «Земля дрожит»
относятся к числу самых трудных. Несомненно, в них заложен более мощный заряд
взрывчатки, которая действует незамедлительно, а затем еще порождает множество
вопросов: что за порох используется при этом? Каков детонатор? Против какой
цели направлен заряд? Таким образом, критический анализ этих фильмов тонет в
песке догадок. В результате можно прочесть фразу такого рода: «Насколько мы
поняли, выводы автора окрашены в цвета моральной анархии». Так, например,
высказывается Карло Бо по поводу «Месье Верду». Что это — некомпетентность? Или
же, скорее, естественная растерянность перед лицом бесконечных споров,
вызванных фильмом? Предыдущая Следующая
|