Предыдущая Следующая
Картина «Земля дрожит» тоже вызвала как ожесточенные
нападки, так и безоговорочные восторги. Нет сомнения, что перед нами
произведение, сбивающее с толку, а это уже само по себе положительное явление.
Как говорил Андре Жид о писателе Ш. -Л. Филиппе, «он сочетает в себе всё, что
способно сбить с толку и удивить — то есть жить долго».
Долгоживущие произведения всегда плод диалектических
отношений между художником и окружающим его миром. Автор задумывает многое:
описать, рассказать, продемонстрировать, осудить, взволновать. И если подчас
одна из этих целей противоречит другой в ущерб ясности мысли, это не такая уж
беда. Искусство «может» не быть и «не должно» быть совершенно ясным.
Творчество Лукино Висконти часто вызывало в
кинокритике полемику и идеологические дискуссии, способные, скорее, запутать.
Однако заявить, что в намерении Лукино Висконти входило откровенное насилие над
театральным текстом или сценарием, отнюдь не значит высказать какое-то
неоспоримое суждение.
Если бы достоинства Висконти заключались только в
подобной склонности к насилию, и только в ней одной, иначе говоря, если
бы мы рассматривали
такую позицию лишь как одно из
внешних проявлений глубоко личностной и последовательной способности творить,
наш разговор очень быстро превратился бы в светскую болтовню...
Ибо Висконти заслуживает иного подхода и предстает в
нашем сознании прежде всего как художник, как автор.
В частности, как автор фильма «Земля дрожит», ибо речь
идет о духовном опыте, достигающем высот поэзии. Фильм «Одержимость» был
теплее. Я недавно пересмотрел его. Это одно из тех произведений, которые не
стареют, а, наоборот, с годами все более раскрывают свои достоинства. Но
«Одержимости» присущи автобиографические и сентиментальные мотивы, мешающие
изображению приобрести «остраненный» и фатальный характер, присущий всем
великим произведениям, в которых герой и автор обладают неуловимым, потаенным
сходством. Предыдущая Следующая
|