Предыдущая Следующая
А теперь несколько небезынтересных статистических
данных.
Работа над сценарием продолжалась чуть более месяца, а
съемки — почти четыре месяца. По привычным нормам тут явная диспропорция. И в
то время, как второй этап надо считать нормальным, учитывая трудности съемок
этого фильма (достаточно вспомнить, что действие происходит в течение всех
четырех времен года, с зимними сценами на снегу), первый этап представляется
слишком коротким. Возможно, в этом причина того, что повествование, как заметил
один болонский критик, немного слишком
суровый, но проницательный, производит впечатление
скорее антологии, экспозиции эстетических и политических мотивов, чем
законченного художественного выражения. Несомненно, что более продолжительная
работа над материалом способствовала бы более тщательной обработке сценария,
но, к сожалению, известно, что очень часто режиссер — раб каких-то жестких
сроков и должен их соблюдать, даже если считает, как это считаю я, что для
написания хорошего, если не совершенного сценария требуется не менее трех
месяцев. Поэтому я выражаю согласие с упомянутым критиком, в то время как не
могу согласиться с другими, которые упрекают «Солнце еще всходит» в том, что
это политический фильм. Как же им мог не быть мой фильм, когда, как я полагаю,
все фильмы политические?
Не подлежит сомнению, что киноискусство как в силу
широкой популярности, так и из-за крайней недолговечности связано более, чем
какой-либо другой вид искусства, со своим временем; и главным образом именно
поэтому всякий фильм приобретает политический характер в связи с временем, когда
он родился, хочет того или нет сам его автор. Красноречивым доказательством
этого утверждения может служить немецкое кино, которое в течение сорока лет
своего существования точно отражало в сфере искусства опыт, пережитый страной в
сфере политики.
Те, кто отрицает неминуемость того, что каждый фильм
имеет политическое содержание, приводят пример американского кино, которое в
подавляющем большинстве случаев развивает тематику, не имеющую никакого
отношения к политике. Но они не отдают себе отчета в том, что именно такая
кинопродукция, внешне чисто зрелищная, является на деле самой ловкой политикой:
она стремится упрочить миф о счастливой и всем довольной мелкой буржуазии при
режиме капиталистической демократии. Предыдущая Следующая
|