Предыдущая Следующая
Альдо Вергано был автором сюжета и ассистентом
Блазетти на съемках «Солнца», сценаристом и ассистентом в работе над «Доном
Боско» и «Сельской честью» у Алессандрини, а затем сам поставил несколько
незначительных произведений, таких, как «Пьетро Микка» и «Люди с гор». Его
первое и пока единственное значительное произведение — «Солнце еще всходит»
(1946), где его помощником был Де Сантис. Явным примером для «Солнце еще
всходит» послужил «Рим — открытый город» Росселлини, пропущенный, однако, через
собственные чувства — общий тон фильма отдает эпическим настроением, несколько
в духе Блазетти.
Джузеппе Де Сантис прослушал курс режиссуры в Римском
экспериментальном киноцентре, затем был рецензентом в «Чинема», сценаристом и
ассистентом Висконти в «Одержимости», сценаристом и ассистентом в «Солнце еще
всходит». Его первый фильм, «Трагическая охота», вышел в 1947 году, второй,
«Горький рис», был представлен на последнем кинофестивале в Каннах. Де
Сан-тиса, индивидуальности которого близка декоративность и чужд натурализм, к
неореализму притягивает только обаяние его кинематографической культуры. Для Де
Сан-тиса неореализм означает обращение к определенному пластическому и
повествовательному материалу, который, однако, в его руках становится
риторическим и просто дает повод для декоративных упражнений (какая пропасть
между велосипедами Де Сантиса и велосипедами Де Сика).
«Трагическая охота» и «Горький рис», так же, впрочем,
как и «Солнце еще всходит», являются примерами, показательными в культурном
отношении. Урок Де Робертиса, Росселлини, Де Сика (но
Росселлини — в первую очередь) Вергано и Де Сантис пропускают через
культуру, увязав его с тем сложным брожением поисков «стиля, который нужно
создать», в котором оба они принимали участие: Вергано — идя по стопам
Алессандрини и Блазетти, Де Сантис — по стопам Висконти. Наделенные весьма
основательной кинематографической культурой, оба они, в особенности Де Сантис,
расширяют рамки этих поисков, подключая к ним реминисценции из всей истории
кино и привнося в них требование строгой кинематографической ортодоксальности.
С их приходом в истории итальянского неореализма открывается второй период —
культурной обработки первоначальных результатов, добытых практикой Де Робертиса
и Росселлини; период исторически необходимый и плодотворный, поскольку он
реабилитирует и включает в новое направление целый ряд исканий, которыми Де
Робертис и Росселлини почти что пренебрегали. Этот круг великолепно замыкается
фильмом «Земля дрожит», в котором Висконти, следуя уроку Росселлини, дает
современную версию «Одержимости». Предыдущая Следующая
|