Предыдущая Следующая
В той же сфере культурных поисков лежит и творчество
Пьетро Джерми35, молодого, несомненно одаренного режиссера, также вышедшего из
Римского экспериментального киноцентра и совершенно искренне ищущего свой путь.
Начало у Джерми было типично «культурное». Его первый фильм, «Свидетель»
(1945), откровенно воспроизводит повествовательные модели, близкие Карне и
Дювивье (Рольдано Лупи36 не только подражал Жану Габену37, но даже носил
кепку), однако развивались они в рамках национального пейзажа, отмеченного
печатью такого сугубо нашего явления, как «сумерничество». Немногим отличалось
и начало Висконти.
В «Заблудшей молодежи» (1947) и в «Во имя закона»
(1948) Джерми удается избавиться от французского влияния и сделать попытку
пойти своим путем, где-то рядом с неореалистическим течением, хотя отметить
какие-то особые точки соприкосновения нельзя. Для поисков поэтического пейзажа
«Во имя закона» оказывается значительным достижением и после «Похитителей
велосипедов» и «Пайза» становится, быть может, лучшим итальянским фильмом
послевоенного времени.
Помимо вышеназванных имен в рамках этого направления
активно работают и другие, но их практика вполне укладывается в основные линии
нарисованной нами схемы, ничего не добавляя к общей характеристике направления.
Мы имеем в виду прежде всего Луиджи Дзампу38 и
Альберто Латтуаду. Вышедший из Римского экспериментального киноцентра Дзампа,
режиссер умелый и удачливый, стремится абсолютизировать значение, которое
играет в неореализме хроника («Жить в мире», «Депутатка Анджелина», «Трудные
годы»). Латтуада же, побывавший ассистентом у Солдати, напротив, вносит в свое
толкование неореализма избыток сентиментализма и поиски в духе каллиграфизма,
которые, вероятно, ближе его истинной индивидуальности, но оказываются
ослабленными как раз благодаря влиянию неореализма («Бандит», «Без жалости»).
Как проницательно подметил Джулио Чезаре Кастелло39, в «Мельнице на По»,
представленной на последнем кинофестивале в Венеции, Латтуада добивается
некоего компромисса между этими двумя линиями*. Предыдущая Следующая
|