Предыдущая Следующая
Так притчи Де Сика увязывают неореализм с опытом
Камерини, в них закрепляется интерес Камерини к народным и мелкобуржуазным
кругам, но здесь этот интерес уже обусловлен иными, более прогрессивными
чувствами. И в стилистическом отношении Де Сика сохраняет связь с Камерини
вплоть до «Шуша». А в «Шуша» начинает сказываться влияние «Рима — открытого
города», который содействует становлению индивидуальности Де Сика, помогая ему
избавиться от влияния Камерини. Следовательно, «Похитители велосипедов»,
являясь оригинальным произведением, все же имеют конкретные корни в истории
итальянского кино. Не подлежит сомнению, что практику Де Сика объединяет с
опытом Де Робертиса и Росселлини в основном безразличное отношение к поискам
каллиграфизма и влиянию французского кинематографа.
Де Робертис, Росселлини и Де Сика составляют некую
однородную, расположенную особняком линию в рамках неореалистического
направления, — линию оригинальных поисков, определяющихся инстинктом и
вдохновением и свободных от предрассудков культуры. Поэтому в их случае
изучение истоков и вычерчивание исторически достоверных схем по необходимости
имеет лишь относительную ценность. Их работа — это прежде всего результат
личной интуиции каждого.
Механический детерминизм не объяснит игру влияний,
когда она включена в творческое развитие, обусловленное прежде всего внутренним
побуждением.
Де Робертис — исходя из неопределенности жанра —
создает нечто новое в «Людях на дне». Росселлини отталкивается от Де Робертиса,
но также что-то добавляет и создает нечто новое. Де Сика в свою очередь
прививает к корням Камерини какие-то ростки Росселлини и также добивается
своеобразных результатов.
Труд этих троих открывает новую, оригинальную главу в
итальянском кинематографе. Их опыт определяет столбовую дорогу неореализма.
Неореализм
как культура
И все же сводить весь неореализм только к именам Де
Робертиса, Росселлини и Де Сика было бы, на наш взгляд, произволом. Рядом с
ними есть и другие явления, также втянутые в орбиту неореализма, которые, хотя
в них и незаметно влияние Де Робертиса, Росселлини и Де Сика, имеют все же иные
истоки и устремления. Предыдущая Следующая
|