Предыдущая Следующая
Следовательно, по непосредственному поводу для своего
создания, по своему замыслу и воплощению «Белый корабль» укладывается в русло,
проложенное «Людьми на дне».
И следующие фильмы Росселлини, «Пилот возвращается» (1942)
и «Человек с крестом» (1943), близки, если не по стилю, то по манере, Де
Робертису: это фильмы бесцветные, не свободные от довольно пошлой
пропагандистской заразы, в особенности второй. Открытие творческой личности
Росселлини происходит только в 1945 году, с выходом фильма «Рим — открытый
город», где урок Де Робертиса, хотя и лежит в основе стиля, все же
преодолевается самостоятельным видением; «Пайза» (1946) знаменует вершину роста
Росселлини и до сих пор остается самым высоким и чистым его произведением.
После «Пайза» Росселлини будет только риторически перепевать самого себя
(«Германия — год нулевой») или неожиданно попытается уйти в дешевый и
неискренний лиризм («Любовь»).
Лучший Росселлини, Росселлини флорентийского эпизода в
«Пайза» и финала «Германии — года нулевого», — это эпический поэт, поднимающий
до драматической напряженности мотивы хроники, запечатлевшей людские массы.
Вспомните хоть тот же флорентийский эпизод, который, как более лаконичный и
существенный, мы предпочитаем эпизоду в дельте По — эту драму израненного,
расколотого города, с его взорванными мостами, пустынными улицами, по которым
курсируют немецкие патрули и санитары Красного Креста; а по другую сторону, на
том берегу Арно, — англичане, спокойно и хладнокровно рассматривающие в бинокль
колокольни (по поводу этих англичан Жан Жорж Ориоль* справедливо заметил, что
«они словно написаны романистом, а не сняты оператором»), и в финале — яростный
расстрел фашистских снайперов, — все словно проникнуто ощущением, что
происходит нечто механическое и неотвратимое. В такие вдохновенные, по правде
говоря, довольно редкие в его творчестве минуты Росселлини как по волшебству
обретает свой собственный чистейший стиль. Там же, где вдохновение не
поддерживает его, Росселлини говорит языком чужим, неуверенным, а порой и
банальным. Потолок Росселини прежде всего — потолок его темперамента**. Он
импровизатор, мечтающий, по собственному признанию, снимать как Эйзенштейн, без
сценария; но его чутье недостаточно развито и конкретно, чтобы спасти от легкого
соблазна дешевого мелодраматизма или простой описательности. Предыдущая Следующая
|