Предыдущая Следующая
Замечание Казираги и Виацци выглядит более
основательным, если видеть в нем указание на близость творческого темперамента:
как творческая личность Де Робертис действительно имеет нечто общее с такими
русскими режиссерами, как, например, Пудовкин (от которого он навсегда усвоит
принцип «железного сценария») и Донской. Но прямых заимствований или хотя бы
каких-то особых элементов подражания русским у Де Робертиса все же не
встречается.
В общем, «Люди на дне» представляют собой творение
безыскусно-своеобразное, сознательно
воздвигнутое на почве кинематографической ортодоксальности и
все же свободное от очевидных культурных клише, от оглядки на историю кино.
Когда Де Робертис снимал «Люди на дне», он, вероятно, даже отдаленно не
подозревал, что вносит вклад в «стиль, который нужно создать». «Люди на дне»
открыли новый путь итальянскому кино, и только этим ограничивается их
превосходство над «Одержимостью»: поэтому фильм Де Робертиса, несмотря на то,
что он порядком ниже фильма Висконти, с исторической точки зрения кажется нам
более важным и плодотворным.
Действительно, именно из «Людей на дне» вышел тот,
кого можно считать наиболее характерной фигурой итальянского неореализма, —
Роберто Росселлини.
Росселлини дебютировал около 1938 года документальными
лентами «Послеполуденный отдых фавна», «Подводная фантазия» и «Ручей
Рипасоттиле» (которых никто не видел и о которых известно только то, что два
последних как будто о рыбах). Затем он участвовал в создании сценария для
фильма «Лучано Ceppa — пилот», а в 1941 году
выпустил «Белый корабль», снятый совместно с Де Робер-тисом и по сценарию
последнего. Де Робертис недавно заявил, что художественным руководителем фильма
следует считать его. Какова бы ни была в действительности роль, сыгранная
Росселлини в создании «Белого корабля», вне всякого сомнения, что стиль этого
фильма тот же, что и у «Людей на дне». Де Робертис еще уточнил, что «Белый
корабль» поначалу был задуман как короткометражная документальная лента о
санитарной службе военного флота. Предыдущая Следующая
|