Предыдущая Следующая
Можно сказать, что время Росселлини уже прошло. И уж
конечно, чтобы суметь сделать еще что-нибудь ценное, ему придется сначала
вернуть себе чувство художественного самосознания. Мы не будем здесь
вдаваться в анализ его творчества. Для нашего исследования важно отметить, что
ни в начале пути, отмеченном влиянием Де Робертиса, ни в зрелости, достигнув
своеобразия, ни в преждевременном спаде Росселлини не обнаруживает каких-то
специфических связей с теми «учеными» течениями итальянского кино, из которых
вышла «Одержимость». Следовательно, неореализм Росселлини — это относительно
новое явление в итальянском кинематографе, которое следует связать главным
образом с традицией документализма (через Де Робертиса). И все же, если нельзя
установить, какую роль в формировании Росселлини сыграли, пусть даже
неосознанно, притягательность более отдаленных традиций, таких, как
регионализм, и вся атмосфера кинопроизводства в целом, то нельзя априори такую
роль и опровергнуть.
Как бы то ни было, неореализм Росселлини — это еще не
весь итальянский неореализм, а лишь одна из его линий. Итальянский неореализм —
это живой, находящийся в постоянном развитии опыт, который нельзя втиснуть в
статичную формулу.
Параллельно творчеству Росселлини формировались другие
линии развития, питавшиеся иными источниками. Здесь особенно важен опыт
Витторио Де Сика.
Сначала актер эстрады и театра, затем типичный герой
лучших фильмов Камерини, Де Сика дебютирует как режиссер около 1940 года и
поначалу не выходит за рамки легкого и приятного юмора в духе Камерини. Однако
в мир Камерини Де Сика сразу же вносит более открытую сатирическую позицию,
стремление остро решить повествовательный материал в карикатурных эскизах, уже
содержащих в зародыше предпосылки социальной полемики и морального суждения.
«Тереза-Пятница» в этом смысле оказывается уже большим достижением: вспомним
совсем коротенькую сценку посещения колледжа патронессой. Одновременно Де Сика
проявляет восприимчивость к патетической краске в мире Камерини, которую южный
темперамент побуждает его усиливать в духе чувствительности Де Амичиса34. Предыдущая Следующая
|