Предыдущая Следующая
«Старинный мирок» (1940) и «Трагическая ночь» (1941)
Солдати, «Слушаюсь, госпожа» (1941—1942) и «Ревность» (1942) Поджоли, «Улица
пяти лун» (1941) и «Спящая красавица» (1942) Кьярини — это произведения,
которые при известных слабостях и наивности местами отличаются оригинальностью
и обнаруживают пытливое брожение, выступающее как бы предвестником
национального стиля.
Эти достижения свидетельствуют о внутренней эволюции в
определенном направлении, в которой участвует и критика. Поиски «стиля, который
нужно создать» чем дальше, тем больше сужают область умозрительных рассуждений.
Теперь уже не говорят ни о Данте, ни о Караваджо, ни даже об «Этторе Фьерамоска»9,
но пытаются выявить в нашей истории искусства те мотивы, которые по своей
природе больше всего пригодны для использования в кино, то есть ищут среду и
обстановку, имеющие пластическую определенность. Этот поиск опирается теперь не
столько на изобразительное искусство, сколько на литературную традицию, прежде
всего традицию XIX века: не только потому, что он
ближе и, значит, связан с нами чуть ли не преемственностью событий и
ностальгической памятью, но и потому, что XIX век предлагал более органичный набор красок,
обстоятельств и нравов, с более конкретными и сильно выраженными
этнографическими признаками — одним словом, более реалистичный.
Так на вершине «ученого» поиска всплывает то
врожденное реалистическое чутье, которое вело в свое время в кинематографе
ремесленническое течение регионализма. Теперь критика заострила свое внимание
на особой главе XIX века — прозе и театре Юга,
которые связаны с именами Верги, Капуаны, Серао, де Роберто, Бракко, Россо ди
Сан Секондо и Д'Аннунцио «Пескарских новелл», не отказываясь при этом от
исследования живописи Юга, от Морелли до Микетти10.
Все это, естественно, привело к переоценке места
старого регионального кинематографа в культуре, и критика отныне и впредь стала
объединять имена Мартольо и Верги, усматривая в этом уравнении более верный
рецепт «стиля, который нужно создать». Вспомним ряд длинных отступлений,
посвященных Верге, которыми открывались рецензии молодого Де Сантиса, бывшего в
1942—1943 годах штатным критиком в «Чинема». Так каллиграфизм в каком-то смысле
слился со старой линией регионального реализма, подняв ее, однако, до уровня
культуры. В 1940 году Барбаро, Кьярини и Пазинетти11, представлявшие главный
штаб итальянской критики, участвовали в качестве сценаристов и помощников
режиссера в постановке «Грешницы» Палерми, а самого Палерми еще можно было
считать самым видным и чутким к современным веяниям представителем
регионализма. Предыдущая Следующая
|