Предыдущая Следующая
Такой ориентации производства, впрочем, способствовали
также и факторы внехудожественного порядка, в частности принуждения
политического характера. В годы фашистского правления кинематографическая
продукция подвергалась строгому цензурному контролю. Сюжеты, затрагивавшие
конкретные, социальные проблемы или навеянные
слишком суровым реализмом, не допускались.
Впрочем, с утверждением в итальянском кино
декоративного течения «книжного» происхождения активизировался тот процесс
прихода в кино итальянской интеллигенции, который начался году примерно в
1930-м, когда в «Чинес» пришел Чекки6. Несмотря на уклон в декоративность,
вклад интеллигенции был все же положительным фактом для нашего кинематографа,
поскольку означал преодоление того ремесленного уровня, который определял опыты
регионализма. (Типичным ремесленником, выбившимся из самых низов, был, к
примеру, Палерми ). Интеллигенция внесла в итальянское кино более конкретные
духовные потребности и более зрелое эстетическое сознание. Впрочем, и сама так
называемая каллиграфическая продукция, несмотря на скудность своих безусловных
достижений, была шагом вперед. Поиски своеобразного стиля, пусть даже
отличавшиеся излишне холодной рассудочностью и обращенные к
внекинемато-графическим источникам вдохновения, были в конечном счете сами по
себе проявлением смелости, показателем сложившегося художественного сознания.
Впрочем, несмотря на ошибочность метода, эти поиски
привели в конце концов к достижению каких-то ценных и оригинальных результатов
и в желаемом смысле. Как уже однажды заметил Антонио Пьетранджели8 в довольно интересном
исследовании*, оказавшемся полезным для уточнения нашей мысли, эти так
называемые каллиграфические искания смогли привести в конце концов к ряду
открытий (пусть отрывочных) своеобразного итальянского пейзажа. «Что касается
поиска стиля, — пишет Пьетранджели, — наши кинематографисты стали выходить из
павильона и, постепенно завоевывая итальянский пейзаж, успешно проникли в
реальность своей эпохи и проблемы своей страны, сумев выразить их только в эти
последние годы». И дальше: «... даже у этих режиссеров из рядов интеллигенции,
по своей природе склонной к эстетизму, вызревало смутное желание изобразить
живую, а не условную Италию». Предыдущая Следующая
|