Предыдущая Следующая
Критика осуществляла над продукцией беспощадный
надзор, скрупулезно анализируя самые несходные и незначительные шаги, выверяя и
координируя их в вечном ожидании каких-то результатов, которые позволяли бы
надеяться на рождение этого вожделенного «стиля, который нужно создать».
Позицию критики в эти годы можно сравнить с предупредительным и просвещенным
акушером, приглашенным помочь при трудной беременности и готовым в любую минуту
схватиться за щипцы, приняв обычные органические проявления за признаки преждевременных
родов.
При всем разнообразии подходов в этом критическом
поиске, похоже, преобладает одно общее побуждение — включиться в свою родную
традицию, от Верги, Фогаццаро, Мандзони, Гольдони, Караваджо, Мазаччо — к
Джотто и Данте, в иллюзорной надежде обнаружить у них в готовом виде самую суть
родовой гениальности, чтобы путем внутривенного вливания привить ее
итальянскому кино. Этот «археологический предрассудок», это представление о
том, что творческую оригинальность можно выжать из учебников по истории
искусства, оказался «потолком» для стольких представителей нашей родной
критики. В те годы они вполне серьезно, с глубокой убежденностью, что тем самым
выполняют свою социальную функцию, цитировали Симоне Мартино и Джамбаттисту
Вико в рецензиях на фильмы Мастрочинкуэ3 и Гуаццони4.
Это заблуждение критики ограничивало развитие и
некоторых направлений нашего производства во время войны. Каллиграфизм родился
из того самого стремления вывести кинематографический стиль из этнического
своеобразия с помощью книжных подсказок (неважно, чьих именно — Фогаццаро,
Россо ди Сан Секондо5 или даже Пушкина), которое было требованием культуры, не
только кинематографической, но культуры вообще, культуры в широком смысле. А
результатом этого стремления там, где оно не опиралось на соответствующую
фантазию, по существу, оказывалась декоративность. Термин «каллиграфизм»,
предложенный с явно глумливым намерением, как раз и содержит намек на эту
бесплодную склонность к заумным арабескам. Здесь мы рассматриваем каллиграфизм
как течение, не вдаваясь в достоинства отдельных произведений, среди которых
могли появляться заметные и сами по себе ценные достижения (например, «Спящая
красавица»). Предыдущая Следующая
|