Предыдущая Следующая
До сих пор происходило лишь обратное: усилия критики
концентрировались в основном на изложении поэтики неореализма в ущерб не только
хронологическому обоснованию, но и выяснению его стилистики. Короче говоря,
критическому изучению неореализма недоставало соответствующего понимания самой
исторической природы этой проблемы.
Это упущение — если не говорить еще и о предвзятости
эстетических суждений — объясняет скудость результатов, достигнутых критикой в
изучении неореализма на сегодняшний день, и равным образом объясняет как
априорный скептицизм одних критиков, так и столь же безосновательный апологетизм
других.
Термин «каллиграфизм» — это, естественно, просто
подходящий термин, с помощью которого мы намерены — без малейшего
пренебрежительного оттенка — обозначить ту продукцию 1940—1943 годов, которая
связана с именами Кьярини1, Кастеллани, Латтуады и Солдати. Он означает
оживление критики в итальянском кинематографическом мире и пробуждение более
отчетливых культурных интересов.
Учитывая такую направленность этого течения, может
быть, полезно дополнить его изучение анализом роли итальянской кинематографической
критики в период между 1940—1943 годами. Итальянская кинокритика, несмотря на
недостатки своего метода, в которых мы вскоре убедимся, представляет собой одну
из самых последовательных и конкретных «школ». В частности, ее отличает особый
историзм при прослеживании становления производства — историзм, который для
определенных линий этого производства играет роль повивальной бабки. Когда
будут писать историю последнего десятилетия итальянского кино, без особой
главы, посвященной критике, обойтись будет невозможно. А потому мы считаем, что
анализ выводов критики за 1940—1943 годы может способствовать обнаружению
скрытых корней и побочных явлений, представляющих огромный интерес для
понимания возникновения неореализма.
В самом деле, именно критика сделала достоянием
культуры проблему поиска своеобразного, «национального», как тогда говорили,
кинематографического стиля. Между 1940 и 1942 годами споры вокруг этого поиска
порой принимали крайне запальчивый тон из-за откровенно политических
подстрекательств. (Это было время, когда Уго Ойетти2 писал, что искусство в
Италии обязано быть итальянским. ) В течение ряда месяцев чуть ли не
единственное, о чем писали газеты и журналы, было то, что словами Пиранделло
можно было бы назвать «стилем, который нужно создать». Предыдущая Следующая
|