Предыдущая Следующая
Камерини и
Блазетти
Между 1940 и 1943 годами итальянское кино переживает
сложный, эклектичный период, когда сплетаются многообразные побуждения, период,
открытый разнообразным веяниям, с трудом поддающимся отделению друг от друга и
упорядочению. Однако во всех этих разнообразных сдвигах есть единый показатель
общей реалистической направленности (более или менее сознательной).
Марио Камерини, являющийся вместе с Блазетти самой
представительной фигурой довоенного итальянского кино, также, в сущности,
ориентируется (пусть через стихию юмора) на реалистическое изображение среды и
обстоятельств, складывающееся прежде всего из наблюдений над
промежуточными между мелкой
буржуазией и рабочим классом слоями. Мир Камерини (определенно
напоминающий мир Клера) — это мир юмора и зыбкой сатиры, где проскальзывает
нота патетики и потому то там, то тут возникают отзвуки драматизма («Как
листья»). Его лучшие постановки («Что за подлецы мужчины!», «Дам миллион»,
«Сердцебиение»)12 — это именно те фильмы, где ему удается уравновесить эти
различные интонации. Из этого мира выйдет Витторио Де Сика.
С Камерини связана «Прогулка в облаках» (1942) —
особое и единственное в своем роде произведение в творческой биографии
Алессандро Блазетти. Блазетти — самый эклектичный и единственный из наших
режиссеров, который от своего дебюта в «Солнце», отдаленно навеянного русскими
образцами, до «Железной короны», поверхностно воспроизводившей мотивы раннего
Ланга13, оказался восприимчивым к становлению крупных течений европейского
кинематографа. Поэтому определить место его творчества в истории кино, свести
его к какому-то общему выражению трудно. Из-за своего эклектизма Блазетти
останется явлением, стоящим особняком в истории итальянского кинематографа. И
потому его роль в процессе возникновения неореализма представляется нам
довольно скромной; в любом случае гораздо более скромной, чем считает
Пьетранджели, по мнению которого «фильм «1860» является подлинным предвестником
итальянской неореалистической школы». Нам кажется, что у этого наивного,
слишком сумбурного фильма, где игривые тона сочетаются с риторикой
лжепатриотической мелодрамы, мало общего со сдержанной, глубокой человечностью
произведений Росселлини или Де Сика. Даже художественное воплощение «типажей»
кажется нам более скромным, чем принято считать. Более значительной — в
реалистическом отношении — нам кажется «Старая гвардия», хотя и в ней сохраняются
недостатки «1860». А самым крупным достижением Блазетти в реалистическом
направлении остается «Прогулка в облаках», которая, однако, снова возвращает
нас к Камерини. Пойти дальше этого Блазетти уже не сможет. И когда в 1946 году
под влиянием Росселлини он попытается сделать в неореалистической манере «Один
день жизни», это будут перепевы «1860». Предыдущая Следующая
|