Предыдущая Следующая
Это определение художественной продукции далеких
времен полностью подходит к современной кинопродукции. При выпечке огромного
количества патетических и комико-сентиментальных историй, которыми заполняются
километры пленки, эта формула используется отнюдь не бессознательно! Нить,
связывающая «Эфиопику»3 с «Тридцатью секундами любви»4, непрерывна. И это самая
настоящая деградация, максимальное опошление искусства.
Вместо того чтобы ждать, когда будет переписана
история итальянской литературы, было бы предпочтительнее, чтобы кино отошло от
прежних литературных схем и приобщилось к величайшей славе нашего
изобразительного искусства.
И, как мне кажется, именно таковы истоки фильма Лукино
Висконти «Одержимость», который в эти дни вышел на экраны Италии, вызвав
горячую, бурную полемику. Этот фильм потрясает и поэтому, естественно, вызывает
споры. Гражданственное искусство требует гражданственности и от зрителей.
Ужасная история, рассказанная в этом фильме,
происходит на фоне прекраснейшего итальянского пейзажа.
Это отнюдь не упорядоченный и благоухающий пейзаж классицистов и не живописно-небрежный
пейзаж романтиков или художников
рококо. Это настоящая
долина реки По, с ее сырой, жирной землей, в туманной дымке, как бы
придавленная низким атмосферным давлением, такая выразительная в своем
однообразии. Кусочек Италии, невиданной до сих пор в наших фильмах. Дорога, по
которой едут грузовые машины вдоль торжественно и лениво несущей свои воды
реки. Настоящая остерия, настоящая табачная лавка, а не какое-нибудь
общеевропейское кафе. Здесь с одними и теми же протяжными интонациями напевают
один и тот же простой мотив; по воскресеньям пьют санджовезе, растягиваются на
траве, развертывают свертки с завтраками, играют в шары, если и в не совсем
рваных штанах, то, во всяком случае, с дырами на коленках; здесь у мужчин
квадратные плечи, а у женщин худые, нервные бедра; у мужчин большие, загрубевшие
от работы руки, если они земледельцы, или сухие и тонкие, если они механики, а
руки женщин, даже с наманикюренными ногтями, должны работать: вечером в
воскресенье им придется перемыть гору посуды. Здесь единственным утешением от
болей в пояснице, от усталости, от угрызений совести и горя является «Доменика
дель коррьере». Здесь пристрастие женщин, вообще народа к шляпам доходит до
абсурда: это шляпы, чудом удерживающиеся на макушке, которые никогда не знаешь,
как надеть, куда положить, держать ли в руке или под мышкой, носить ли
набекрень или надвинутыми на лоб. Но отказаться от них нельзя, потому что
они — знак отличия, престижа: их не
снимают даже тогда, когда не следует оставлять «косвенных улик», как
пишут в детективах. К тому же мужские шляпы — неизменная принадлежность упрямых
затылков! Предыдущая Следующая
|