Предыдущая Следующая
История движется, времена меняются. Но тяга к веселью,
к развлечениям любой ценой и в любых обстоятельствах, к сожалению, остается в
каждом из нас. Мы всегда готовы грезить о вымышленном счастье, предаваться
фантазиям, далеким от действительности. И нам даже хотелось верить, что в
некоторых случаях такое поведение может быть необходимым, стать трагической,
мучительной необходимостью. И это один из моментов нашей традиции, самый
некрасивый, от которого мы хотели бы избавиться.
С точки зрения формальных достоинств произведения эта
традиция также не самая лучшая, не самая высокая. Это не традиция, идущая от
Данте, Макиавелли, Галилея, Фосколо, Леопарди, Мандзони, Верги. В лучшем случае
это традиция, идущая от Саккетти, Банделло, Аретино. Это традиция «похищенных
ведер», «Адониса», «Вакха в Тоскане»2, «разворошенных осиных гнезд». Традиция,
воспитанная на сомнительном меценатстве жестких и развращенных синьоров при
карликовых провинциальных дворах, ищущих покровительства у своих более
могущественных родственников, пользующихся услугами наемных убийц. Не это
традиция нашего великого реалистического искусства, которое формирует и
преобразует действительность.
В круговерти исторических эпох и событий время от
времени возникал такой шутовской уклон, паразитический и меркантильный,
неожиданно расцветала именно эта традиция, нередко забивая другую, более
высокую и благородную.
Сегодня ее можно узнать в каллиграфизме псевдопоэтов и
в романах для широкой публики. И наконец-то она нашла тот вид искусства, в
котором может развернуться в полную силу, — кинематограф, в котором она, эта
традиция, приобрела небывалую масштабность и воинствующую агрессивность. Кто не
знает, что в сегодняшней своей продукции кинематограф стал — и всегда стремился
к этому — тем, чем стремился быть роман в поздней древнегреческой литературе
периода упадка. «Приятная ложь, повествование об удивительных приключениях,
рассказ о трудностях, с которыми сталкиваются влюбленные, о вознагражденной
любви. Его цель — развлечь читателя, поразить его воображение, увести в
вымышленный мир, совсем не похожий на настоящую жизнь, где он знакомится с
людьми, совсем не похожими на реальных людей». Предыдущая Следующая
|