Предыдущая Следующая
Но условие для
такого спасения — это искренность!
Итоги, единственные, которые можно было подвести, как
мы видели, подведены не только нами. Только придерживаясь самым решительным
образом голой правды, все мы — как те, кто делает кино, так и те, кто о нем
пишет, — сможем делать его и писать о нем еще лучше. Пока же удовлетворимся
тем, что достигли «условий» для серьезной критики. Это, наверное, уже немало
для нашего кино.
Если мы будем продолжать болтать впустую о мнимых
успехах и невероятных результатах, то нам придется отказаться от нашего первого
завоевания и вновь довериться пустой риторике.
И для того чтобы начать дело не откладывая, будем
бдительны: этот формализм — самое худшее, что могло случиться с нашим кино.
В нем заключено все презрение (конечно, открыто не
высказанное, но от этого не менее реальное) к «случаям из жизни», тенденциозный
отказ от всего, что пахнет подлинной действительностью, от всего того, что
«современно» во все времена, — от актуальности, от реального мира, от человека
в его повседневной жизни.
Кино, искусство «фактов» и людей, никогда не обретает
своей наиболее подлинной жизненности в сведении человека к какому-то знаку,
цифре, от чего сегодня решили отказаться (пусть не все и с большим трудом) даже
наши писатели.
Мы говорили об общих опасностях, грозящих всей нашей
культуре, и уже большой шаг вперед само то, что мы с полным основанием можем
указывать на них, ведя речь об итальянском кино.
Перевод Г.
Богемского
Умберто Барбаро
Реализм и
мораль
Один хороший критик XIX века с необычайной суровостью осудил Боккаччо. С
суровостью вполне современной, так как он был скандализован не столько
вульгарностью, сальностью самих историй, сколько весельем, с которым они
рассказывались. Так «Декамерон», с точки зрения этого критика, обладавшего
несомненной широтой взглядов в сочетании с принципиальной и непреклонной
нравственной позицией, еще до того, как из Вены прозвучал призыв рассматривать
историю искусства как историю духа1, оказался примером самого низкого поведения
из всех возможных в тяжелые, переломные моменты истории. Отстраниться от
действительности, уйти от проблем, находить веселье даже в рабстве и нищете —
вот в чем суть такого поведения. Погибая во тьме средневековья, Италия, как
жестко говорит критик, умирала от смеха. Предыдущая Следующая
|