Предыдущая Следующая
Сегодня, как нам кажется, мы должны отказаться от
всякого предпочтения одной из этих позиций, ибо в нашем кино появилось
определенное течение и нельзя не откликнуться на его призыв.
Отныне, мы полагаем, это течение должно служить
пробным камнем: на нем следует подвергать испытанию, чтобы судить о прошлом и
выражать надежды на будущее. Это течение можно характеризовать при помощи
разных определений: одним словом, говоря об итальянском кино, можно употреблять
те же понятия, что употребляли и в прошлом: «формализм», «утонченность», «проза
д'арте»2. Недавно такую «утонченность» итальянского кино отметил в одном из
номеров «Примато» Гуидо Пьовене3 в своем обзоре Венецианского кинофестиваля
(немножко слишком оптимистическом).
Именно потому, что мы не говорим ничего нового,
рассуждая о кинематографическом «эльзевиризме»*, и именно потому, что этот
формализм представляет сегодня для многих критерий оценки, мы имеем основание
считать, что упомянутая тенденция, наконец-то выявленная, и на примере
произведений, а не абстрактно, является достаточно конкретным явлением и его не
следует замалчивать. Это подтверждают сами художники — от Блазетти4 до Солдати,
от Камерини (да, сила, заложенная в содержании фильма, была гораздо очевиднее в
маленьком мирке Максов5, таком душевном, таком полном чувств, хотя и
ограниченном, чем в «Обрученных», где преобладает столь явно внешняя форма) до
Поджоли6 и Кастеллани7. Слишком с многих сторон раздаются сигналы тревоги.
Сегодня надо отказаться от этого утешения, — наконец мы можем с законным правом
подвести итоги! И прежде всего потому, что конкретные доказательства,
представленные итальянским кино, совпадают с итогами других видов искусства.
Значит, также и кино скатилось к формализму — старому
греху, хорошо известному писателям. Мы не хотим слишком печалиться по этому
поводу, ибо «скатиться» уже означает какую-то дорогу и эта дорога достойна
того, чтобы к ней отнеслась с вниманием серьезная критика. Если нынешние
результаты и не дают никаких оснований радоваться, это еще не значит, что
следует впадать в уныние: ведь писатели не обескуражены и, говорят, некоторые
из них уже преодолели «формализм». Предыдущая Следующая
|