Предыдущая Следующая
Города, улицы и площади, залитые солнцем, с пятнышками
спасительной тени, где на расстоянии одного шага от Palazzo dei diamanti или Schifanoia5 из
домов сомнительного свойства выходят женщины с бутылкой молока в одной руке и
сигаретой в другой, а в окнах расчесываются ниспадающие гривы волос, способные
посрамить саму Мелисанду6. Сады, в которых сидят и вяжут или едят рожки с
мороженым, сработанные в бог весть каких фантастических кухнях, а может быть, и
в брюхе драконов, сошедших с картин и фресок лишь затем, чтобы превратиться в
тележки и велосипеды. Улицы и
переулки — здесь по своим делам
идут продавцы, разносчики, водители, моряки, просто праздношатающиеся. Здесь
же, в ослеплении и неистовстве, проходят и герои драмы. Неопытные девушки
слишком торопятся стянуть с себя свои облегающие кофточки, сами толком не
понимая своего порыва, своего нетерпения, как и герои фильма, потому что далеко
не все перепады и движения чувств объясняются лишь игрой крови. А кровельщики
на карнизах уподобляются ангелам, слетевшим с небес, чтобы возложить венок
мученичества на отчаявшихся героев.
Тех самых, которые не хотят следовать наивным, но
удобным поучениям священника, озабоченного тем, чтобы «ne scandala eveni ant»*.
Это драматический мир беззащитного человека. Мир, в
котором бунт против устойчивых привычек и норм поведения, против
снисходительности добродушного врага, невзыскательности и мягкости священника
означает принесение себя в жертву. Означает, что нельзя отступать даже перед
преступлением, что лучше обречь себя на смерть, но остаться непреклонным.
Все это подарил нам в картине «Одержимость»
итальянский кинематограф — художественное воспроизведение неспокойной,
тревожной действительности, впервые противопоставив ее как археологическим
раскопкам, так и фильмам-развлечениям, сделанным в соответствии с постоянными,
раз и навсегда заданными формулами. Предыдущая Следующая
|