Предыдущая Следующая
Предтечей документальной манеры, свойственной
неореализму, как ни парадоксально, был строгий документализм, проповедуемый
капитаном Франческо Де Робер-тисом, талантливым документалистом, возглавлявшим
киноотдел Военно-морского флота. Фильмы, снятые Де Робертисом, убежденным
фашистом, являют собой поистине курьез. Его игровой фильм о подводниках «Люди
на дне» (1940), с участием непрофессиональных исполнителей, вопреки намерениям
режиссера прозвучал не рассказом о подвиге экипажа затонувшей подводной лодки,
а обвинением фашистской войне. Такой же противоположный эффект имел и фильм
Роберто Росселлини «Белый корабль» (1941). Росселлини испытал влияние документализма
Де Робертиса, работая вместе с ним, — это Де Робертис повернул его от
формальных изысков лент вроде «Послеобеденный отдых фавна» к жестокой
действительности войны. И в «Белом корабле», правдиво повествовавшем о буднях
госпитального судна, акцент непроизвольно сместился с «подвигов» на людские
страдания, принесенные войной.
Однако, говоря о фильмах и тенденциях,
предшествовавших в итальянском кино неореализму и в какой-то степени
подготовивших для него почву, ни на мгновение нельзя упускать из виду решающую,
определяющую роль исторического, политического, морального фактора антифашизма
и Сопротивления. Только под этим воздействием, в этой атмосфере мог родиться —
и родился — неореализм. Без отрицания фашизма, без Сопротивления поползновения
ставить народные и реалистические фильмы так и остались бы поползновениями, а
фильмы «о простых людях» — лишь фольклорно-диалектальными лентами. Это следует
вновь подчеркнуть и потому, что ныне в Италии некоторые критики, новые недруги
неореализма, как раз пытаются представить неореализм неким «естественным
результатом» эволюции итальянского кино и в число его предшественников
зачисляют без разбору многие фильмы и многих режиссеров довоенного времени, в
том числе даже такого ремесленника и конформиста, как Марио Маттоли. Предыдущая Следующая
|