Предыдущая Следующая
Приход к власти фашистского режима Муссолини на два
десятилетия затормозил развитие итальянского киноискусства. Казалось бы, искать
в те годы, наполненные ложью, лицемерием, демагогией, тяги к правде жизни в
итальянском кино безнадежно. Однако внимательный исследователь все же обнаружит
признаки этой тенденции, пусть она проявлялась подчас в самых странных,
парадоксальных формах. Среди лент «белых телефонов» и фильмов военной
пропаганды неожиданными, чужеродными выглядели такие редкие исключения, как
картина «Сталь», полусюжетная — полудокументальная, поставленная в 1934 году приглашенным в Италию немецким документалистом
Вальтером Рутманом. Жесткий, стремительный ритм ленты, ассоциативный монтаж
словно подчеркивали тяжелые условия труда и жизни итальянских рабочих
сталелитейного завода. Фильм режиссера Джанни Франчолини «Фары в тумане» (1942)
был посвящен труду водителей грузовиков, совершающих дальние рейсы. Как писал
Барбаро, картина ставила задачу «показать людей, условия жизни которых
определяет их труд и для которых труд — не наказание божие, как учит религия, не,
как его иногда напыщенно называют, радость, а просто единственное средство к
существованию»*.
Весьма далеки были от директив официальной пропаганды
согретые симпатией к маленьким людям, гуманные лирические комедии режиссера
Марио Камерини, которого называли «итальянским Клером», пользовавшиеся особенно
широким успехом благодаря участию чрезвычайно популярного молодого актера
Витторио Де Сика. А потом Де Сика и сам начал ставить свои добрые комедии в
духе Камерини. Одна из них, «Гарибальдиец в монастыре» (1941), проникнутая
патриотическими, свободолюбивыми чувствами, была замечена и высоко оценена Де
Сантисом и другими молодыми критиками, которые вскоре, так же как и сам Де
Сика, стали «отцами» неореализма.
Появлялись и фильмы из народной римской жизни в духе
прежнего веризма, например, ленты Марио Боннара. В его фильме «Площадь Цветов»
(1943) торговцев на старом римском рынке играли популярные тогда актеры варьете
Анна Маньяни и Альдо Фабрици, изъяснявшиеся на простонародном римском диалекте.
Всего через год с лишним им довелось вновь встретиться в фильме «Рим — открытый
город», ставшем манифестом неореализма. Предыдущая Следующая
|