Предыдущая Следующая
Другой корень неореализма — передовое кино Франции
конца 30-х годов, эпохи Народного фронта и борьбы за свободу Испанской
Республики (творчество Рене Клера, Жана Ренуара, Марселя Карне), а также
американская реалистическая школа (творчество Штрогейма, Видора, Штернберга,
великого Чаплина).
Но самое сильное, самое глубокое и непосредственное
идеологическое и художественное влияние на зарождение и развитие прогрессивного
направления в послевоенном итальянском кино оказали теоретические работы и
фильмы Вс. Пудовкина и С. Эйзенштейна, ленты Дзиги Вертова и Эсфири Шуб, фильм
Н. Экка «Путевка в жизнь» и некоторые другие произведения советских
кинематографистов 20-х — начала 30-х годов. Решающее значение воздействия
теоретических идей и революционной практики советского кино подчеркиваем не мы,
а сами неореалисты — они говорят об этом неоднократно, решительно и
восторженно.
Сохранилось немало воспоминаний о том, какое огромное
впечатление на слушателей Римского киноцентра произвел просмотр «Броненосца
«Потемкин», как смотрели, часто не в просмотровом зале, а на мовиолах,
советские фильмы — подчас тайком, заперев дверь на ключ. Будущие неореалисты
имели возможность также познакомиться и с программами советских фильмов на
Международных кинофестивалях в Венеции в 30-е годы. Теоретическую базу
составили труды в первую очередь Вс. Пудовкина, переведенные и пропагандируемые
Умберто Барбаро. Автору этих строк не раз пришлось слышать о плодотворном
влиянии советского кино на неореалистов из уст Лукино Висконти, Джузеппе Де
Сантиса, Карло Лидзани, Чезаре Дзаваттини, критиков Фернальдо Ди Джамматтео и
Гуидо Аристарко. Когда в 60-е годы на один из наших кинофестивалей впервые
приехал в Москву Алессандро Блазетти, один из старейших итальянских режиссеров,
первым его желанием было встретиться с Н. Экком: по словам Блазетти, именно под
влиянием «Путевки в жизнь» он работал над своим фильмом «1860 год» — решился
снимать вместе с актерами непрофессиональных исполнителей, стремился воссоздать
атмосферу «хоральности», коллективного героя. Предыдущая Следующая
|