Предыдущая Следующая
Весьма плодотворны для неореализма были дискуссии на
конгрессе, состоявшемся в сентябре 1949 года в Перудже, созванном в рамках
кампании в защиту прогрессивного киноискусства. Выступления вошли в книгу «Кино
и современный человек», вышедшую отдельным изданием. Наиболее значительные из
них здесь приводятся (Дзаваттини, философа-марксиста Гальвано делла Вольпе,
Латтуады, Лидзани).
Полемика возникла и на страницах журналов. Так, орган
киноинститута — римского Экспериментального киноцентра — журнал «Бьянко э неро»
отозвался на появление псевдонеореалистических лент редакционной статьей «Стиль
и стилизация», в которой, сравнивая фильмы «Одержимость» Висконти и «Небо над
болотом» Дженины, показывает, что католическая лента Дженины не имеет ничего
общего с неореализмом, так же как и развлекательные «киноводевили».
Важной представляется дискуссия в журнале «Чинема
Нуово», в которой два известных писателя-неореалиста Элио Витторини и Итало
Кальвино рассуждают о неореализме в кино. О взаимоотношениях кино и литературы,
о неореализме и реализме интересные мысли высказывает видный литературный
критик Франко Фортини.
Следующий после Перуджи форум неореалистов состоялся в
1953 году в Парме. Из выступлений о неореализме на этой конференции приведено
выступление Карло Лидзани.
Умберто Барбаро анализирует разногласия между
неореалистами, начинающиеся с вопроса о происхождении понятия «неореализм».
Чезаре Дзаваттини и Микеланджело Антониони спорят по поводу фильма-репортажа по
идее Дзаваттини «Любовь в городе», один из эпизодов которого снимал Антониони.
Против «критического пересмотра» его творчества горячо возражает в открытом
письме к редактору журнала «Чинема Нуово» Гуидо Аристарко один из зачинателей
неореализма — режиссер и кинокритик Джузеппе Де Сантис. Также в связи с оценкой
его фильмов полемизирует с Альдо Вергано Алессандро Блазетти.
Одной из самых широких и, пожалуй, самых важных как по
составу участников, так и по своему содержанию была дискуссия вокруг фильма
«Дорога». В ходе ее в значительной степени прояснились непростые отношения
между направлением неореализма и кино Феллини, выявились как общие отправные
точки, так и расхождения, различия. Споры об этом фильме переросли в обсуждение
таких проблем, как отношения между индивидуумом и обществом, взаимоотношения в
кино между фантазией и реальностью и т. д. Предыдущая Следующая
|